0
1138
Газета Культура Интернет-версия

22.01.2000 00:00:00

Всюду жизнь


НЕДАВНО прочитала в газете, что Вия Артмане сегодня едва живет, почти нищенствует, чуть ли не бомжует на своей независимой родине, которая своим сугубым национализмом вызывает недобрые чувства у самого Европейского союза. Речь идет об актрисе, которую в ее республике поименовали гордым именем "мать-Латвия". Которую в СССР знал каждый.

Но не те сегодня времена. Казалось бы, как прекрасно: страна наконец свободна! Свободна от проклятых русских оккупантов, как их здесь называли в достопамятные годы. Пик перестройки - вы помните эти колонны взявшихся за руки людей, протянувшиеся через всю Балтию? "Вы помните. Вы все, конечно, помните..." А я помню как-то особенно ярко.

Так случилось, что именно в эти годы слома - для кого-то счастливые, для кого-то трагические - мне пришлось ездить на Рижскую киностудию часто. В Латвии у меня образовалось немало близких знакомых, даже друзей.

Был памятный 1988 год. Мы с коллегой по критическому цеху, замерев в некоторой оторопи, сидели в шикарных апартаментах Дома творчества в Мелужах. А снизу доносились усиленные микрофонами пронзительные, яростные речи - это шел митинг протеста в городе Юрмала. Как всегда, вежливая обслуга убедительно просила нас, постояльцев, по возможности не спускаться сверху.

Именно в те годы, последние, когда мы были все вместе, в одной стране, мне посчастливилось близко познакомиться с Вией Артмане. Ее в Риге уже тогда многие не любили, особенно в творческом цехе. Помню, как мне однажды случилось быть свидетелем того, как Артмане снимали с должности председателя Латышского театрального общества, и с большим удовлетворением!

Последний раз мы с Вией встретились уже в 90-м году, у нее в театре, где она все еще считалась примой. Наш разговор начался с жалоб, что ей в "ее" театре собираются объявить, представьте, выговор. То ли за опоздания, то ли еще за что-то. Объяснения были крайне туманны, и я поняла только одно - положение ее существенно зашаталось: она ведь не была уже председателем Театрального общества Латвии.

Ее преследовали за то, что она позволила себе сняться в фильме по русской прозе. Речь шла о фильме "Человек свиты" по повести Владимира Маканина, прекрасном фильме молодого - тогда! - режиссера Андриса Розенберга. Роль могущественной секретарши, сыгранная Вией Артмане, смею надеяться, точно соответствует описаниям в первоисточнике, с которого пошла слава Маканина.

Не знаю уж, насколько была искренна тогда актриса (потом мне приходилось слышать, что она, напротив, ударилась в яростный национализм). Но, как говорится, а что в остатке? Где мы теперь видим Артмане? Может быть, она снимается в латышских фильмах? На некоторых фестивалях мы видим иногда какой-нибудь случайно забредший литовский или эстонский фильм, но я ни разу не слышала ни про один латышский опыт. Да и ее знаменитые коллеги по Прибалтике тоже не снимаются.

А ведь, казалось, какие радужные перспективы открывались! Казалось, что латышскую продукцию будут покупать на Западе (так же, как ездить в Юрмалу станут европейские импресарио). Теперь выясняется, что они, как правило, попадали на Запад сначала через общесоюзный прокат, а потом через наши же внутренние фестивали и показы. В силу старинных знакомств хорошо знаю, что на Рижской студии производство фактически свернуто.

Рухнуло общее культурное пространство. И тут выяснилось, что никому не нужны примы бывшего СССР. И только тогда, когда они случайно добираются до Москвы, они могут вдруг возвратить былую популярность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2374
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5228
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2907
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3361

Другие новости