0
1490
Газета Культура Интернет-версия

25.01.2000 00:00:00

Традиция и современники

Тэги: музыка


ПРАЗДНОВАНИЕ 55-й годовщины Квартета имени А.П. Бородина кроме чисто эстетического удовлетворения дало повод поразмыслить о пути одного из лучших камерных ансамблей мира: с чего начинали и к чему пришли?

Вначале вспомним о первых скрипачах. Организатором и основателем квартета был Ростислав Дубинский. В основе лежала идея союза единомышленников, и в это понятие вкладывалось гораздо больше, чем общая любовь к музыке. Дубинский, по воспоминаниям участников квартета, был настоящим лидером - центром репертуарной политики, руководил репетициями, приходя с уже готовым сценарием. Это длилось 32 года. Берлинский считает, что в нынешнем квартете сотрудничество более коллегиальное. Насколько это пошло на пользу - показали юбилейные концерты (о них ниже).

Потом пришел Михаил Копельман, совсем молодой, без опыта игры в квартете, и потому первые годы были сложны и для него, и для коллектива. В беседе с корреспондентом "НГ" Берлинский вспоминал, что хотел передать Копельману лидерство в квартете и тот был готов принять "державу и скипетр". "Но лидером нельзя стать просто потому, что хочешь им стать". 20-летняя конфликтная ситуация разрешилась отъездом первого скрипача. Около четырех лет назад его сменил Рубен Агаронян, уже зрелый музыкант с багажом камерного музицирования и - ключевое слово - солист (не только по послужному списку, но по типу музыкального мышления, что не всегда хорошо для ансамбля). "Квартетного репертуара у него не было, и пришлось начинать с нуля. Задачей было возродить данный ходовой репертуар квартета - около 50-60 сочинений, - отмечает Берлинский. - Этот вариант будет похож на вариант с Дубинским, и лидерство почти завоевано".

Маленькое замечание о вторых скрипках и альтах. Роли их сложны, поскольку ими наполняется фактура, и эта сердцевина в Квартете Бородина традиционно была без червоточин. На вторую скрипку пришел В.Раббей, но работал всего 2 года. Несмотря на музыкальную эрудицию и широкий кругозор, у него были чисто технологические проблемы, касающиеся звука. Потом - Нина Баршай, 4 года. Ярослав Александров - 22 года. Именно с ним квартет вступил в пору своего высшего расцвета. Александров вынужден был уйти из-за профессионального заболевания рук. На его месте по сей день - с 1974 года - Андрей Абраменков, которого считают уникальным вторым скрипачом.

Первым альтом был Юрий Николаевский, впоследствии дирижер. Его сменил Рудольф Баршай, проработавший 7 лет. Изначально он был скрипачом, но безумно хотел играть в квартете и, понимая, что при Дубинском на первую скрипку ему не сесть, взял в руки альт. Рудольф был мужем Нины Баршай, и после развода отношения сильно осложнились, что работе мешало. Потому Берлинский до сих пор является убежденным противником разнополого состава коллектива. Баршай уходил трудно, со скандалом, в Квартет имени Чайковского. Но "золотой век" связан с именем Дмитрия Шебалина, проработавшего 43 года, который вынужден был уйти из-за физических недомоганий. Звучание альта в его руках остается незабываемым. И Берлинский часто говорит нынешнему альтисту Игорю Найдину, пришедшему в квартет 4 года назад: "Ты должен держать в ушах звучание альта Мити". Найдин был под опекой Копельмана, его консультировали Шебалин, Берлинский. В бытность студентом он не пропустил ни одного московского концерта "бородинцев" и даже ездил за ними в зарубежные гастроли.

Так что его появление органично, как творчески, так и по-человечески, подытоживает Берлинский, бессменный виолончелист и вдохновитель ансамбля все 55 лет.

Три концерта - 17, 19 и 22 января - определили положение, занимаемое Квартетом имени Бородина сегодня. Центральным (хотя с точки зрения музыки интересны были все три), конечно, стало 19 января со всеми непременными атрибутами юбилея: бессменный Игорь Бэлза, сверхмодный Юрий Башмет и Владимир Путин. Звучал Второй квартет ре мажор "покровителя" ансамбля - Бородина. Игра каждого участника в отдельности качественна и высокохудожественна, но, быть может, из-за разницы в поколениях исполнительская эстетика не была единой. Два "крайних" инструмента - первая скрипка и виолончель - в идеале ориентируются друг на друга и соответствуют стилистически, однако если Берлинский играет в эмоционально-романтической манере, то стиль Агароняна сухой, техничный (виртуоз он блестящий) и без особых сентиментальностей. Легендарная шикарная середина оказалась "между Сциллой и Харибдой", и общая концепция не обрела целостности. Вторым исполнялся знаменитый секстет Чайковского "Воспоминания о Флоренции" (квартет + Юрий Башмет и Стефан Метц). Башмет приехал прямо к концерту, и предварительной репетиционной работы фактически не было. Тем удивительнее замечательная сыгранность коллектива и достойная игра Башмета, который в самых трудных обстоятельствах не опускает художественной планки. Конечно, рядом с ним Найдин выглядел бледновато. Самое торжественное - вручение правительственных наград квартету, который Путин, вероятно, под впечатлением мощности звучания окрестил "камерным оркестром". Берлинскому дали орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени, другим участникам - более скромные награды. Квартет имени Бородина продолжает жить, но на смену традициям золотого века приходят другие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1719
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4246
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2333
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2639

Другие новости