0
2219
Газета Культура Интернет-версия

03.02.2000 00:00:00

Танец для урбанизма

Тэги: Бавдилович, танец


Странные танцы Ольги Бавдилович.
Фото Константина Шульги

ОЧЕНЬ странные - тревожные и в то же время крайне волнующие - ощущения вызывают эти танцы. Танцы, поставленные владивостокским хореографом Ольгой Бавдилович. Вроде бы и понятно тебе все. Но за стремительными движениями босых исполнителей в обтягивающем трико, подчеркнутых черным, будто пустота, полом; за использованием предметов (то длинная веревка, то широкая эластичная ткань или простая мешковина); за странным падением тела на черный пол или напряженно раскрытым ртом танцующего проступает нечто, что не дает тебе покоя. Из таких привычных для большинства форм искусств штампов, как любовь и ненависть, разлука и свидание, к которым вроде бы должны адресовать двигающиеся на сцене женские и мужские фигуры, тебя настойчиво выталкивает в иные, философские и трансцедентные сферы.

- В моих постановках, - объясняет свое искусство Ольга Бавдилович, - я пытаюсь сказать о том, что человек может летать, что жизнь прекрасна и вечна. К сожалению, не все зрители, включая порой и профессионалов, готовы к такому пониманию простых истин. Как-то у меня на представлении в номере без музыки работали две девочки: одна в желтой юбке, другая - в черной. И я услышала в зале разговор двух критиков: "Это что такое?" - удивленно вопрошала одна. "Это две лесбиянки", - отвечала ей коллега. "Нет, это две энергии", - вдруг начала прозревать первая...

Можно бесконечно спорить о том, как это называть, кому адресовать. Но одно ясно сейчас бесповоротно. На дальневосточной окраине России родился, вырос и пока еще существует нестандартный, с собственным пластическим видением современный танец. Подтверждением сказанному может служить главная премия на первом конкурсе хореографов Сибири и Дальнего Востока, полученная труппой в 1990 году в Новосибирске. Или специальный приз Дома Дягилева "За новаторство в хореографии", присужденный ей в 1992 году на российском фестивале современного балета в Москве. Кстати, на том фестивале они заняли почетное третье место из участвующих восьми коллективов, четыре из которых были зарубежные. А после состоявшегося там же в конце 1995 года второго международного фестиваля современного танца балетные критики стали говорить, что она переросла уровень таких фестивалей.

- И в Москве, и в Питере, где я, кстати, окончила Институт культуры, - рассказывает Ольга Бавдилович, - есть свои сильные, давно устоявшиеся урбанистские традиции. Там много культуры, много искусства, но мало места для чего-то совершенно нового. А Владивосток, где я родилась и куда, к счастью, приехала работать, очень необычный город. В первую очередь из-за географического положения. Он стоит на сопках и на море, что дает ощущение огромного, многомерного пространства. В наших столицах везде присутствует человек, и, куда ни повернись, наткнешься либо на здание, либо на площадь. Здесь же постоянно утыкаешься в простор. В теряющееся за горизонтом море, небо или гору, опять же уходящую в небо. Здесь все время есть какая-то щель, куда ты можешь уйти от цивилизации...

От этого и особенности ее хореографии. "Жест, движение должны быть такими, будто у меня что-то мурлычет внутри, но я не могу проговориться... Вот там земля была твердая - а здесь она смягчилась. Танец мне нравится тем, что он обладает свойством растворения. Вот он соткался на десять минут, прошли они - и его уже здесь нет. И нигде нет! Остались только чувства, им рожденные. Живопись можно долго рассматривать со всех сторон, музыку трогать в нотах, книгу - в тексте. Танец же есть только в этом пространстве и времени, музыке и движении исполнителей на сцене".

Бавдилович начала в середине 70-х, самом расцвете советского застоя. Не сломалась и не свернула с пути. Хотя по прочной российской традиции не только не хватало средств на авангардную работу, но ее еще и, мягко говоря, не понимали: постоянно ругали за танцы без пуантов и в трико, за использование неизвестной и западной музыки, вообще за непонятное действо на сцене. В соответствующих ведомствах на нее было заведено досье, а агенты приходили на концерты. Пытались было даже профессионального диплома лишить. Но она выстояла - помогло неукротимое желание служить собственному духовному закону и сделать что-то свое в искусстве. Помогла и интеллектуальная атмосфера - при Владивостокском Доме ученых она в то время ставила свои танцы. Там и собирала постоянно полный зал народу - без всяких афиш. Однако ценители современного танца скоро поняли, что к чему, а молва об интересном явлении в искусстве быстро и без всяких афиш распространялась от человека к человеку.

У нее весьма любопытные отношения с музыкой. Иные танцы идут только под звуки ветра, воды, пения птиц. В других с успехом используется классика (Бах). Очень много современной музыки - Шнитке, Тина Тернер... Названия ее постановок: "Птенец Анцали", "Ночной махаон", "Тристиа", "Танцы пустоты", "Заклинания", "Там, где ветер хоронит воспоминания и рождает иллюзию". "Я просто подбираю музыкальные произведения с двумя, тремя измерениями", - говорит Ольга Бавдилович.

Композитор с мировым именем Вячеслав Артемов сам предложил ей использовать его музыку, случайно увидев танцы на видеокассете, и дал свою пластинку для прослушивания. Она включила ее без особых надежд, но с первых же звуков поняла, что это "ее" музыка. В результате появилось много постановок на произведения Артемова, и композитор, посмотрев их, написал хореографу: "Ольга, я никогда не думал, что в моей музыке есть еще такие пласты. Вы - гений!" После фестиваля композитора, на котором театр Бавдилович исполнял несколько номеров, к ней подходили музыканты и признавались, что после просмотра этих танцев они поняли, как правильно играть Артемова.

Как-то недавно Бавдилович поздно возвращалась с репетиции и "поймала" машину. В дороге разговорились с водителем, тот поинтересовался, чем она занимается. Зная подобный контингент собеседников, Ольга Бавдилович решила не употреблять такое далекое от них слово, как "хореограф", и заменила его на более известное "балетмейстер". "Кто, кто?! - воскликнул под стать булгаковскому Воланду на редкость просвещенный водитель. - И это во Владивостоке! Они еще здесь есть?".

...Ныне ее коллектив продолжает существовать в отделанном собственными руками небольшом уютном зальчике (с примерно сотней зрительских мест) под крылом Владивостокского Дома молодежи. Несмотря на энтузиазм и планомерную подготовку новых номеров, нормального дела становится все меньше и меньше. Какие средства можно Ольге получить у местного управления культуры, если ее нынешний начальник в бытность комсомольским вожаком приходил закрывать театр Бавдилович?! Труппа выпала из общероссийского танцевального пространства - не под силу расходы на поездки. Западные фестивали тоже не по карману. Несмотря на тяжелейшее финансовое положение и уменьшение труппы с 20 до нескольких человек, все же идут репетиции и подготовка новых программ. Поскольку все участники Владивостокского театра камерного танца пришли сюда не в детском возрасте, вполне осознанно и не ради денег. Бывало в зале, где они занимаются, замерзала оставленная на ночь вода. Ну и что? Если не хватает тепла - ноги перед репетицией разогревают над электрообогревателем. Если нет света - зажигают свечи и работают при них.

В искусстве хореографии рукописи - вопреки расхожей фразе - горят. Сама Бавдилович - и режиссер, и постановщик, и осветитель, и костюмер, и звукооператор - обреченно говорит о, видимо, последнем годе существования своего детища. Ссылаясь то на человеческие причины, связанные с танцовщицами ("У девочек свои личные жизни..."), то находя этому символические объяснения ("Наш театр существует уже 12 лет, а это целый астрологический цикл по восточному календарю и нормальный период жизни подобного явления..." Недоумевая, как вообще можно выжить в нынешних налоговых тисках. А ее театр и сейчас собирает полные залы.

Владивосток


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1289
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3419
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1938
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2233

Другие новости