0
1070
Газета Культура Интернет-версия

04.02.2000 00:00:00

Кто я?

Тэги: театр, фестиваль


Несколько лет назад продюсер Юкка Хютти и режиссер Эрик Седерблум решили создать в балтийском регионе театральное сообщество, которое объединило бы коллективы с близкой эстетикой. Фестиваль "Балтийский круг", прошедший в рамках программы "Хельсинки - культурная столица 2000", показал спектакли, которые были отобраны на берегах Балтики в результате путешествий организаторов. "Театральная жизнь в странах восточного блока переживает после распада СССР бурные перемены. Появились новые труппы - некоторые уже успели умереть, а другие все еще ищут свое лицо. Перемены, произошедшие на востоке, не могли не отразиться на культурной жизни Скандинавии. Возникли маленькие экспериментальные труппы, формирующие новый облик некоммерческого театра. "Кто я?" - вот первый и последний вопрос, который задает себе человек. Ради этого и существует театр", - сказал директор фестиваля Эрик Седерблум.

Постсоветское балтийское пространство было представлено спектаклями из Латвии, Литвы, Эстонии, Санкт-Петербурга. Труппы из Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии представляли Скандинавию.

Некоторые особенности современного театрального языка наиболее отчетливо выявились в трех спектаклях - "Транквилизатор" эстонского "Театра Фон Крала", "Как я съел собаку" Евгения Гришковца и мастер-классе "Актер XXI века" питерца Андрея Могучего.

"Театр Фон Крала" был основан в 1992 году, и это первый частный театр в Эстонии. Спектакль "Эстонские игры" режиссера Петера Ялакаса - история страны, рассказанная языком народных песен и мультимедийных средств, - стал несколько лет назад событием в театральной жизни Эстонии.

На "Балтийском круге" этот театр показал спектакль "Транквилизатор" (в постановке Питера Бикнела из Великобритании). Режиссер хотел достичь принципиально иного существования в пространстве как актера, так и зрителя. Это не имеет ничего общего с традиционным театром, где существует разделение на игровую площадку и зрительный зал. Зритель во время спектакля подвижен; какое-то время он сидит на месте и смотрит одну картинку. Но затем должен встать и начать перемещаться по лабиринтам театра, двигаясь вдоль желтой ленты, приклеенной к полу. Действо разворачивается в коридорах, гримерках, подсобных помещениях. (Сходный принцип использовал и Андрей Могучий - в его спектакле зрители движутся по кругу.)

Здесь нет декорации - лишь реквизит (и это тоже объединяет три спектакля). Огромное количество вешалок, на которых развешаны белые рубахи. Театр здесь буквально начинается с вешалки - зрители стоят в фойе в верхней одежде, но затем один из актеров снимает с каждого пальто и вешает его на плечики. Впрочем, обслуживание зрителей на этом не заканчивается. У входа в зал стоит другой актер с обувными щетками, который смахнет пыль с вашей обуви. Нельзя ступить на сцену в грязных ботинках. Зрители гуськом идут дальше - узкими, темными коридорами, - на ступеньках застыл человек с огромным носом. Минуют гримерку - прямо на столе лежит девушка, накрытая одеялом, и стонет. Когда путешествие по театральным закоулкам заканчивается, зрители опять попадают в зал. Теперь представление идет "нормально" - зрители в зале, актеры - на сцене, и сразу становится скучно. Потому что молодые ребята, красиво и театрально падая на разные лады, начинают долго что-то рассказывать. Например, что такое кофейные зерна и как из них делают кофе. В принципе, даже такие упражнения с бессмысленным текстом могут раскрыть актера. Другой вопрос - зачем это нужно зрителю. На сцене идет своя жизнь - чувствуется, что участникам спектакля она очень интересна, но публика здесь, скорее всего, ни при чем.

Один из наиболее модных сегодня персонажей современного театра - актер, режиссер и драматург из Калининграда Евгений Гришковец - показал спектакль "Как я съел собаку", известный уже московскому зрителю.

Гришковец начал спектакль так: "Мне тут рассказали, что финны покупают себе специальные лампы дневного света, которые помогают от депрессии. Я говорю: "Это же бессмысленно. Если ты приходишь из бара домой веселый, хорошо так посидел, а на столе у тебя эта лампа... Ты сразу вспоминаешь: "Елки, у меня ж депрессия!"... Хотя я, наверное, куплю себе такую лампу". Взрыв хохота. Финские зрители были покорены с первой секунды.

Гришковец очень смешон - своей мимикой, несценическим поведением, отсутствием внешних актерских данных, профессиональной пластики. Но это тот случай, когда все минусы обращаются в плюсы. Гришковец покоряет обаянием таланта. И хохот в зрительном зале сопровождает каждый поворот его рассказа. Здесь надо сказать, что финская версия спектакля стала иной благодаря присутствию на сцене, или, вернее, у сцены, переводчика Юкки Маллинена, который вслед за Гришковцом играл пьесу. Маллинен переводил просто, нейтрально, но столь артистично, что к середине спектакля монолог Гришковца превратился в диалог с переводчиком. Произошло чудо. В нужные моменты Гришковец обращался уже к нему, а не к зрителям, и поэтому к концу спектакля они составляли пусть своеобразный, но дуэт. Во всяком случае, это был уже не моноспектакль, хотя сам Гришковец протестует против такого определения.

В чем все-таки загадка этого действа? На мой взгляд, главное достоинство Гришковца, исполняющего "Как я съел собаку", в том, что он умеет точно определить, организовать и выдержать паузу. Гришковец так и не рассказал финнам, как же он съел собаку, - забыл. Но успех был феерический.

Своеобразным развитием той же эстетики стал международный проект "Актер XXI века" режиссера Андрея Могучего. Пространство разделено на отсеки большими белыми щитами на колесиках. У каждого щита - свой угол, свой интерьер, своя история, свой актер. Зрелище показалось затянутым, может быть, потому, что режиссер и актеры стремились показать, что это - лишь часть какого-то нескончаемого процесса. И понятно было, почему композиция оказалась рыхлой. Ведь задача мастер-класса была в том, чтобы научить актера не бояться внутреннего содержания. На примере рассказа о себе. То есть во много раз увеличенная и умноженная тема Евгения Гришковца, который этапы своей личной биографии делает достоянием сцены и заставляет слушать это с интересом.

Наиболее выразительной показалась история одной финской актрисы. Спектакль играется в помещении бывшей кабельной фабрики, а она начинает свой рассказ с того, что двадцать лет назад работала на этой фабрике. И показывает зрителям карточку - работница такая-то. Название фабрики, и главное - фотография. Фотография актрисы, которая не была еще актрисой, а лишь двадцатилетней девушкой с гладко зачесанными назад волосами. Эта карточка - сродни тем бумажкам, которые показывала К.И. в спектакле Камы Гинкаса и которые должны были изображать то портрет, то письмо, то шаль. Разница лишь в том, что карточка фабричной работницы была настоящая. В этом есть что-то, позволяющее почувствовать течение времени, отчего и весь рассказ ее наполняется серьезным смыслом. Актеры рассказывают главным образом истории из детства. Закончилась первая часть - и зрителей опять сгоняют с места - теперь мы должны обойти "инсталляцию" кругом и заглянуть в каждый отсек - всюду идет своя жизнь. Здесь - девушка в концертном платье играет на контрабасе, там - стена, обклеенная фотографиями и изображениями лошадей. Тут - фикус в кадке, старый приемник и модель парусника. Там - совершенно осыпавшаяся коричневая елка с уцелевшей мишурой и одним шаром, которую, видимо, сейчас выбросят в окошко.

Затем следуют диалоги, сменяющиеся "пресс-конференцией", на которой две актрисы, изображающие биолога и архитектора, должны отвечать на вопросы зрителей. Это наиболее сложный этап, импровизация, которая учит актера не произносить чужие слова, а сочинять и играть свои. Заканчивается все монологом человека, сидящего на стремянке и читающего рассказ об отце, который он сочинил. Он сидит и читает (происходит это уже в другом помещении), когда спектакль уже закончился. Мы можем слушать, а можем разговаривать о своем.

Странным образом концентрация внимания на личности актера приводит к отказу от психологического театра. Режиссеры - участники фестиваля жаловались на исчезновение ансамбля, объясняя это экономическими причинами: не удается держать большую труппу, как в репертуарном театре. Но причина все же глубже. Полноценное раскрытие личности проиходит в общении, которое исчезает. Каждый сам по себе, и при этом не может ответить на вопрос: "Кто я?"

Хельсинки-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1098
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2999
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1688
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2045

Другие новости