0
1056
Газета Культура Интернет-версия

04.04.2000 00:00:00

Театр в лифте

Марк Захаров

Об авторе: Марк Анатольевич Захаров - художественный руководитель театра "Ленком".

Тэги: театр


Указующий перст Марка Захарова.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

НЕКОТОРОЕ время назад я стал пугать этой идеей знакомых театроведов, но не все испугались, некоторые обрадовались.

Двенадцатиместный грузовой лифт, арендованный в пределах часа с периодическими подъемами и опусканиями, - уже сам по себе полифоническая метафора. Тут и жизнь страны, тут тебе и общая нестабильность и скачущие рейтинги, и светлые мечты о долгожданном подъеме, и обязательные традиционные падения. Жизнь каждого из нас в чем-то всегда напоминает вожделенное восхождение с периодическими провалами.

Однако основная режиссерская идея, разумеется, заключена в ином чисто пространственном мировосприятии, экстрасенсы сказали бы, в биополе. Конечно, с этой идеей я плетусь в хвосте доминирующих ныне режиссерских идей в драматическом театре, потому что некоторые очень талантливые и искренне уважаемые мною коллеги по режиссерскому корпусу занялись в последнее время резким сокращением театрального пространства. Особую радость у подлинных знатоков театрального искусства вызывают спектакли на 30-45 зрителей. И, конечно, не на театральной сцене, которая все чаще воспринимается как дурной тон. Думается, ей на смену все увереннее идет комната, иногда комнатушка, а то и коридорчик с закутком.

Пусть читатель не подумает, что я иронизирую над светлыми дарованиями некоторых моих коллег, которых теперь, конечно, уже ни за что не заманишь на нормальную сцену и не заставишь поставить спектакль с антрактом. Я имею в виду людей умных и бесспорно имеющих право на любые пространственные эксперименты. То, что они не просто одаренные, но еще и умные, мне бы хотелось подчеркнуть. Режиссер средних умственных способностей норовит разделить свое сочинение хотя бы на две части, постановщик же с высоким интеллектуальным потенциалом, склонный к трезвому анализу им содеянного, никогда не согласится на два действия с антрактом.

Спектакль, разыгранный для 20 или 55 зрителей - есть театр иной постановочной эстетической ориентации. И судить о нем, оценивать или как-то на него реагировать стоило бы иначе, не так, как оцениваются и воспринимаются нами спектакли в традиционном театральном пространстве, рассчитанном на несколько сотен зрителей. Пространство само по себе, его конфигурация, эстетическое своеобразие и прочие психологические аспекты, как и конечная сумма энергетического зрительского потенциала, складывающаяся при особых специфических условиях из индивидуальных (зрительских) эмоциональных величин, - все это серьезные категории в нашем деле, требующие углубленного изучения. Есть много соблазнительных аспектов в режиссерских сочинениях, заключенных в непривычно малую кубатуру, где по-другому, в ином нервном (психическом) режиме возникает контакт актера со зрителем, даже когда ему, зрителю, наступают на ноги. Это только повышает его доверие к происходящему.

Вернусь к театру в лифте. Представьте, как среди нескольких зрителей в их плотном окружении очень хороший актер начинает демонстрировать признаки нездоровья и все возрастающего волнения. Он, допустим, произносит сбивчивый монолог о преследующих его психологических срывах и бьется при этом о стенки лифта, усиливая радость окружающих. Вне плотного физического контакта, в театральном зале на 800-1000 мест мы, конечно, тоже, вполне возможно, эмоционально подключимся к этому актеру, если до его "сбивчивого монолога" мы, как зрители, успеем им заинтересоваться. Его монолог тоже может взволновать нас, но при этом мы, конечно, не съежимся в кресле, не задергаемся, не убежим из зала и вообще сохраним свою психику в относительном равновесии.

В плотном же физическом контакте, где мощным образом экранируют стены, большой мастер с тренированной психикой и гипнотическим даром, медленно срываясь на наших глазах, скажем, в истерику или эпилептический припадок, обрушит на нас такую мощную энергетику, что мы сможем испытать нечто никогда не испытанное в нормальном театре. Это может быть очень сильным, психическим и эстетическим комплексом ощущений, который вряд ли посетит нас когда-либо в нормальном зрительном зале.

Поскольку в нашей профессии, как и во вселенной, происходит постоянное расширение, а также разбегание, размежевание, расслоение, есть смысл разделить режиссуру драматического театра на две, скажем так, номинации.

Где и как провести границу между большой и малой сценами? Проблема границ вообще относится к наиболее сложным философским проблемам. Попробуйте определить разницу между светло-черным цветом и темно-темно-серым. Попробуйте точно сказать: вы заработали много денег или опять мало? А начиная с какой суммы вы можете ощутить себя богатым человеком? Из такого рода сложных ситуаций люди, впрочем, в ряде случаев научились находить выход. Есть боксер тяжелого веса, а есть полусреднего, когда один-единственный килограмм законодательным образом переводит его из одной категории в другую. Не только в спорте, но и в театре есть свое похожее законодательство. Если в зрительном зале театра 700 мест, можно обходиться без пожарного занавеса, а если 701 место или свыше того, без металлического пожарного занавеса вам спектакль играть не разрешат.

Мне кажется, что развитие современного театрального искусства настоятельно требует необходимых разграничений. Режиссура как профессия в течение XX века постоянно обретала свои разновидности: теле-, кино-, радиорежиссура, массовых зрелищ, цирковых представлений и т.д. Драматическое искусство, рассчитанное на 40 зрителей, не может существовать в зале на 1500-2000 мест, и наоборот. Такие театры имеют уже принципиальные различия, как разные виды искусств, и их сходство не более, чем у классического балета с опереттой.

По моему мнению, если артисты играют для 10 или 250 зрителей, такое сочинение должно называться спектаклем для малой сцены; если в зале располагается 251 зритель и больше, претендуй на традиционный драматический театр. Разумеется, указанные мною цифры носят предположительный и глубоко субъективный характер, хотя сама проблема, увы, объективна. Более того, с каждым годом договоренность в этой сфере становится все более очевидной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1314
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3462
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1959
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2250

Другие новости