0
1787
Газета Культура Интернет-версия

12.05.2000 00:00:00

Корабль Чехова

Тэги: Чехов, музей


Мария Павловна Чехова и профессор медицины Ирина Кочнова.
Фото Владимира Беляева

ПРИ ДАВНО прошедшем дележе кораблей Черноморского флота, пожалуй, только этот остался без внимания политиков. "Корабль" этот - дом Антона Павловича Чехова в Ялте. Его мезонин давно прозвали "капитанским мостиком", окна - "иллюминаторами", а "подводной частью" своего нижнего этажа дом буквально уходит под землю, врезается в один из склонов Крымских гор, будто бы навсегда пришвартован здесь. Во всем его облике можно и дальше отыскивать и находить черты корабля, не то действительно севшего на мель ялтинской окраины Аутки, не то выброшенного сюда насмешливыми волнами чеховской судьбы: "Из всех русских теплых мест самое лучшее пока - Южный берег, - напишет он в одном из своих ялтинских писем. - В Крыму уютней и ближе к России".

На купленном им участке земли с диким заброшенным виноградником быстро был построен дом. Одновременно с постройкой дома Чехов занялся посадкой деревьев: "Сажаю сам, собственноручно. Одних только роз посадил сто..." Через несколько лет уже не без гордости он скажет Куприну: "Послушайте, до меня здесь были нелепые овраги, чертополох, пришел я и сделал из этой дичи культурное красивое место". За четыре года с небольшим этот дом превращается в своеобразный культурный центр страны: Горький, Бунин, Рахманинов, Шаляпин, Бальмонт, Мамин-Сибиряк, Зайцев, Станиславский, Немирович-Данченко и многие другие бывали здесь.

Антон Павлович завещал свой дом сестре Марии Павловне. В годы Гражданской войны, а затем Великой Отечественной сестра Чехова не покидает дом. И именно благодаря ее служению памяти брата Россия имеет уникальный литературный музей, который сегодня ей не принадлежит.

Благодаря усилиям Марии Павловны Дом-музей в Ялте становится филиалом Библиотеки имени Ленина в Москве. Именно в ее фондах находится завещание Марии Чеховой, в котором она просит не передавать музей после ее смерти ни в чьи руки, кроме "Ленинки". Ее не послушали. С начала семидесятых музей перешел в подчинение Министерства культуры СССР.

Далее "корабль" был вынужден пуститься в одиночное плаванье, теряя курс, не зная порт своей приписки. Поначалу чеховскому "кораблю" немного помогало российское Министерство культуры, но колебания на самом "корабле" пригнали его к Киеву. Там вскоре дали понять, что надобно плыть дальше. И чтобы окончательно не превратиться в летучего голландца, музей вынужден был вернуться в мелкие воды местной гавани, оказавшись на балансе Управления культуры Республики Крым. Вскоре управление переименовали в министерство, начали то и дело меняться министры, явно толкая команду "корабля" к новым маневрам.

Чтобы как-то выживать, доходили до курьезов. В музее открыли выставку "Неизвестный немецкий солдат", где было представлено содержимое раскопанных на территории Крыма могил немецких солдат последней войны. Ошеломленный экскурсант оказывался будто в вырытом окопе среди гильз, продырявленных касок, полуистлевших вещей солдат вермахта. Немецкие туристы плакали и бросали марки в дубовый ящик, установленный под портретом Чехова. Тогда казалось, что "на Чехова" всегда дадут, но шло время, и давали все меньше и меньше.

Не забывают дом и любители антиквариата: короткой летней ночью не стало иконы Николая Чудотворца, а с ней и японской вазы с итальянским пейзажем. Все эти реалии девяностых невольно возвращают нас к годам Гражданской войны. После ухода Врангеля с территории Крыма дом пережил девять обысков. Искали оружие, золото, белогвардейцев, продовольствие. В конце концов проломили изгородь чеховского сада и стали ходить через сад. Один прохожий как-то метнул стамеской в окно. Начав хлопотать о пенсии, сестра Чехова услыхала: "Место пенсионеров на кладбище!"

Умирая, Мария Павловна не случайно адресовала свое завещание Ленинской библиотеке. Ведь еще в 1912 году родные Антона Павловича обратились в дирекцию Румянцевского музея с просьбой создать в Москве музей Чехова. Сестра Чехова и другие наследники выражали желание передать для этого многочисленные материалы, находившиеся в их распоряжении. Дирекция охотно пошла навстречу этой инициативе. Но вскоре сестра оказалась отрезанной от Москвы фронтами Гражданской войны. Страдания сестры Чехова, невольно оказавшейся в ялтинском доме, были велики, но Мария Павловна не только сохраняла своим присутствием дом, но и помогала сиротам, открыв в доме приют для детей. В это время по распоряжению советской власти шло изъятие ценностей из сейфов Румянцевского музея, где находились личные вещи и бумаги Чехова. Только в 1921 году Мария Павловна с большим трудом добралась до Москвы, чтобы их высвободить. Но ей даже не разрешили прикоснуться к ценностям.

"Ныне Чехов является иностранным писателем на Украине, - с грустью замечает нынешний директор Дома-музея Чехова в Ялте Геннадий Шалюгин. - Россияне едут в Крым неохотно, посетителей чеховского дома почти не видать..." Не печальна ли вновь судьба этого дома? Конечно, в то время, когда забываются 25 миллионов наших соотечественников вне России, можно забыть и еще одного, хотя и с известной фамилией - Чехов. Дом стал эмигрантом.

Вероятно, наступает время, когда нельзя оставлять без всякого внимания со стороны России ее культурные и исторические памятники вне самой России. И решать их судьбу можно только на государственном уровне. Здесь тоже нужна и стратегия, и политика, которой нет у России.

Как часто в минуты душевного смятения чеховские герои говорят друг другу: "Пойдемте в сад!" Выйдем и мы на прощанье в чеховский сад. "Вся Россия - наш сад", - в этой фразе теперь находишь скрытый консолидирующий смысл.

Оглядываясь сегодня по сторонам, видишь, как умирают в чеховском саду деревья. Сад выглядит уставшим, будто он устал что-то доказывать людям каждый раз с нуля. Нельзя же, скажем, в сотый раз напоминать чиновнику, что Чехов, так тепло и нежно любивший Украину и не раз в шутку называвший себя "хохлом", должен называться в этой самой Украине иностранным писателем?

Когда-то Чехов сидел с биноклем на "капитанском мостике" своего "корабля" и рассматривал уходящее в даль море. Теперь из окон его дома почти не видно моря. Разросся сад, расстроился не самым лучшим образом город, и море почти ушло за горизонт. Бинокль Чехова стал музейным экспонатом.

Ялта-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1364
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3565
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2017
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2300

Другие новости