0
1091
Газета Культура Интернет-версия

06.06.2000 00:00:00

Гастролер и назначенец

Тэги: оркестр, Синайский, Светланов


Не прошло и двух недель после истечения того срока, который министр культуры Михаил Швыдкой дал сам себе на то, чтобы найти преемника уволенному им в отставку Евгению Светланову, как музыкантам и публике Большого зала консерватории был официально со сцены представлен новый шеф и худрук Василий Синайский. Его послужной список включает солидные лауреатские звания, титул народного артиста Латвии за работу с оркестром в Риге и семилетнее руководство оркестром Московской филармонии в 90-е. Деятельность маэстро на новом посту началась с довольно громко, напористо и крепко сыгранной бетховенской увертюры "Кориолан", которой предшествовала небольшая "фрейдистская оговорка" - в психоанализе принято истолковывать оговорки как проявление желания что-либо скрыть. Министр без запинки произнес длиннейшее официальное имя коллектива, а потом добавил к нему еще и словосочетание "...имени Светланова", что вызвало легкое недоумение у оркестрантов, но вряд ли было многими замечено в зале.

Оркестр, который еще десять лет назад считался первым в стране, с весьма раскрученной торговой маркой "The USSR State Symphony", ныне нуждается в серьезной терапии. Еще до того, как стала известна фамилия главного дирижера, министерство пообещало ему не только должностной оклад в тысячу-полторы долларов США, но и уплату за казенный счет всех возможных неустоек по зарубежным контрактам, если таковые обнаружатся. У Василия Синайского имеются регулярные ангажементы с неплохими оркестрами Европы, включая знаменитый оркестр ВВС в Лондоне. На статусную должность нужен был человек не только трудолюбивый и мастеровитый, но и известный, а это автоматически означает приглашения выступать не только с Госоркестром.

Кроме увертюры и Четвертого клавирного концерта Бетховена (где авторитетно солировал Николай Петров), инаугурационный вечер еще включал две симфонические поэмы Рихарда Штрауса: "Смерть и просветление" и "Дон Жуан" в почти бешеном темпе. Выбор музыки двух немецких классиков двух веков очень характерен, как и результат этого выбора, - получилась живая иллюстрация к поэме Гоголя "Мертвые души" (глава о помещике Плюшкине с поправкой на музыкальные реалии рубежа наших веков), и выглядела она следующим образом. Остов и колеса госоркестровского "танка" еще годны в дело, но явная "ржавчина" в звуке дает себя знать. Причем не на сложном рельефе, а на плоских, ровных и открытых местах сочинений, именно там, где надо - согласно указаниям композиторов - взять сразу и чисто какой-нибудь массивный аккорд и держать его ровно столько, сколько написано в нотных чертежах. Массивность и чистота пока встречаются в концертном звучании оркестра только по отдельности, совместить их Василию Синайскому не очень удалось. Отменные манеры, предупредительность и внятный быстрый жест, которому учат в Петербургской консерватории, маэстро продемонстрировал без особого труда. Но теперь на нем лежит ответственность не только за строй, ансамбль и уверенную игру музыкантов, но и за выживание Госоркестра.

Днем раньше на той же сцене играли по совсем другим правилам примерно в ту же симфоническую игру. Глава самого крупного и престижного оперного театра Италии, который именуется "Театр на лестнице" (Teatro alla Scala), - дирижер со всемирно знаменитыми руками и мимикой Риккардо Мути - как раз ехал из Милана в Петербург на фестиваль "Звезды Белых ночей" - кстати, по приглашению коллеги и соученика Василия Синайского Валерия Гергиева. И вышло так, что попутно он дал концерт в Большом зале Московской консерватории с так называемым Филармоническим оркестром вверенного его заботам театра. "Philharmonia della Scala" - живое доказательство того, что традиция "потемкинских деревень" существует не только в России. Это не те музыканты, которые играют в яме, сопровождая ежедневные спектакли на славной сцене, а специальное гастрольное подразделение, с которым Мути часто записывается и перемещается по миру, представляя "Скала" с самой лучшей музыкальной стороны. Кроме двух увертюр Верди и Элгара общей длительностью около трети часа, в афише стояла еще и так называемая Большая (часовая) до-мажорная симфония признанного мастера "божественных длиннот" Франца Шуберта. Все выглядело бы очень достоверным подобием генеральной репетиции перед петербургским выступлением, если бы не высочайшее посещение Большого зала, из-за которого концерт задержали больше чем на полтора часа - то есть на полную его длину. Избранная публика, которой самые дорогие билеты в партер обошлись в рекордную сумму 5600 рублей, наверное, очень бы радовалась тому, что ее музыкальные вкусы наконец-то совпали со вкусами президента России, если бы не рамка с металлоискателем при входе, оцепление, ожидание и перепутанные волей случая фамилии двух знаменитостей, которые к концу вечера звучали в устах слушателей как одна: "Риккардо Пути"...

Увертюры миланские филармонисты играли отточенно, вместе, благородно и свободно, особенно когда их шеф скачкообразно менял темпы и прятался под пульт, чтобы получить от оркестра эффект неожиданного пианиссимо, - и, разумеется, получал. Или, наоборот, артистично взлетал над дирижерской подставкой, как гимнаст, чтобы озвучить сочную, броскую кульминацию (и тоже желаемый эффект получал сполна)... Говорящие руки и звуковая жестикуляция, искусством которой этот оркестр владеет давно и легко, превратили одну длинную дистанцию в несколько коротких, отчего Шуберт стал неожиданно пританцовывать и оказался - при всей серьезности - на редкость пластичным и эластичным композитором. Правда, по этой же причине самый радостный образчик венского симфонизма стал звучать, как музыка Нино Рота к фильмам Феллини: колко, с донжуанской пылкостью, чуть заметной иронией и невыносимой легкостью. Плюс качество звука, вполне стандартное и неудивительное для музыкантов, привыкших к жесткой, точной и скоростной игре "на внимание" под гласным надзором все видящего и слышащего маэстро.

По последним сведениям из Нью-Йорка, тамошний филармонический оркестр в настоящее время ведет с Риккардо Мути переговоры о должности худрука и главного дирижера. Предложенные со стороны условия (2 миллиона долларов в год при обязательной занятости на две недели в сезон) еще не приняты, но и не отвергнуты. И это еще один красноречивый факт, говорящий даже лучше всяких концертов о вредности профессии дирижера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1108
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3015
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1699
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2052

Другие новости