0
1030
Газета Культура Интернет-версия

08.06.2000 00:00:00

Столетие завершается дискотекой

Тэги: выставка, Брюссель


"ТЕРПЕТЬ не могу культуру" - написано на разных языках у входа на выставку "Культура ХХ века". Столь неожиданный подход к теме придает раскованность толпящейся у входа публике. После покупки билета необходимо подождать, пока не откроется заветная дверка в культурные недра. Дверь открыта, и очередная группа посетителей впущена в темное помещение, освещенное лишь тонким орнаментом голубых галогенных ламп. "Дискотека", - хихикают стоящие рядом тинэйджеры и... не совсем ошибаются. Но не будем забегать вперед. Пока это не дискотека, а только кино. На экране молодые члены европейского сообщества охвачены тем же любопытством, что и зрители. Что же такое культура? Порассуждав об этом на разных языках (на вопросы по-немецки следуют ответы по-итальянски), к общему выводу они так и не приходят и обращаются за помощью к выставке.

Экран поднят. За ним открывается вход в 5000 кв. м визуально-звуковых рефлексий на тему культуры ХХ века. Культура предстает перед зрителями вовсе не в классическом виде большого и светлого зала с картинами. Это - искусственный город, городской лабиринт из входов, выходов, интерьеров и улиц. Зритель оказывался на Бульваре Времени, который начинается в 1900 году и заканчивается в 2000 году. Архитектура домов следует историческим изменениям, начиная со стиля модерн Виктора Хорта и заканчивая постмодерным неоклассицизмом в стиле Альдо Росси. В каждом из домов располагается выставка одного из пластов культуры: музыки, литературы, театра, кино, живописи, комикса, фотографии, архитектуры и телевидения. В то время как интерьеры рассказывают о мире искусства, фасады домов вещают огромными фотографиями о мировых событиях: Первой и Второй мировых войнах, русской революции, научных открытиях, космических полетах. Течение и изменение культурной жизни связывается, таким образом, с фоном из социально-исторических событий. Выходя из книжного магазина, консерватории, театра, зритель вновь и вновь попадает на Бульвар Времени, видя лица политических деятелей и харизматических вождей, сухую фигуру Махатмы Ганди и неизменную улыбку Юрия Гагарина. Таким образом, проводится ясная параллель между главными стилями в искусстве и основными социальными ценностями ХХ века, рожденными в Европе: права человека, политическая и социальная демократия, либерализация экономики, идеология прогресса. Религия не рассматривается отдельно, так как почти религиозным поклонением пользовались в ХХ веке научная рациональность и искусство.

Выставка пользуется всеми возможными средствами, чтобы добиться желаемого впечатления универсальности. Помимо фотографий, картин, скульптур на ней представлены костюмы поп-звезд (знаменитый бюстьер Мадонны, сшитый по эскизу Жан-Поля Готье). Оригинальные партитуры Арнольда Шенберга, Игоря Стравинского, Албана Берга и гитара Джимми Хендрикса соседствуют с архитектурными макетами и артистическими контрактами. Многочисленные видеоэкраны употребляются не только в их прямом назначении (в консерватории можно посмотреть концерт, в кино - один из фильмов Альфреда Хичкока). Они являются также частью достаточно интересных инсталляций. Так, "Театр XX века" начинается не с вешалки, а с артистического гардероба, в котором вместо зеркала висит видеоэкран в золоченой раме. На экране актриса, старательно накладывающая макияж, глядит прямо на зрителя в зеркало.

Каталог, сопровождающий выставку, содержит множество смелых обобщений об "эмансипации танца" или "конкуренции средств массовой информации". С представленными на выставке работами теоретические выкладки каталога перекликаются лишь постольку поскольку. Например, фотографии, взятые исключительно из Музея фотографии в Шарлеруа, не в состоянии полностью визуально поддержать историческую схему каталога. В "ателье художника" представлены исключительно бельгийские работы: Рене Магритт, Джеймс Энзор, Поль Дельво. Достаточно броско присутствие рекламы шоколада, которая, видимо, должна восприниматься как интегральная часть культуры ХХ века.

Столетие завершается дискотекой, как интуитивно предполагают школьники в начале выставки. Дискотека, этот современный гезамткунстверк с участием публики, учит нас, что революции происходили в западном музыкальном мире. Сэм Филлипс, владелец фирмы звукозаписи "Сан", хорошо понял, что революция назревает. "Дайте мне белого, поющего как черный", - сказал он в 1954 году. И этот белый нашелся. Им был Элвис Пресли.

Если не терзать выставку слишком интеллектуальной критикой, не сравнивать ее с парижской выставкой "1900", закрывшейся совсем недавно, и согласиться с ее уровнем рефлексии, то можно прийти к выводу, что она вполне добросовестно выполняет свою цель - "образовывать развлекая".

Брюссель


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1606
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4065
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2251
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2535

Другие новости