0
1170
Газета Культура Интернет-версия

16.06.2000 00:00:00

"Прошлого больше не жаль…"

Тэги: Образцова, Виктюк, театр


Она обольстительна не только на сцене.

ЛЮБИМАЯ оперная дива России, смеясь, расстается с прошлым и в свои юбилейные сезоны не устает удивлять и даже шокировать поклонников непривычными творческими волеизъявлениями. Подружилась с Романом Виктюком и играет в его театре в качестве драматической актрисы в спектакле "Антонио фон Эльба" (играет стареющую оперную примадонну, которая разбивает голубую пару), репетирует еще и одну из ролей в садомазобоевике "Венера в мехах". Помолодела, похудела, посвежела до неузнаваемости. Наверное, она влюбилась - порешил "безбожный свет" (тот, что, согласно Глинке, "перетолкует все от скуки") и сделал ее героиней клубной жизни и бульварной хроники. Продолжая оперную карьеру, певица решила поднять традиции камерного исполнительства в нашей стране.

И вот уже молодые предприниматели во главе с певцом Михаилом Кизиным создают для Образцовой "Камерную филармонию" - межрегиональную общественную организацию, нечто вроде продюсерского центра. Был объявлен конкурс под не слишком складным титлом "Международный конкурс вокалистов камерного искусства Елены Образцовой".

Современный певец мыслится прежде всего как оперный артист, как часть театрально-фестивального производства или звукозаписывающего бизнеса, и признаками его успеха на оперном рынке считаются сотрудничество с авторитетными импресарскими агентствами, творческая дружба с дирижерами и режиссерами, эксклюзивные контракты. Камерное пение в загоне. Амплуа концертного певца вышло не только из моды, но даже из элементарного употребления. Времена Зои Лодий, Анатолия Доливо, Нины Дорлиак и Зары Долухановой кажутся сегодня безвозвратно ушедшими. Практически нет последователей и у последних из могикан - Надежды Юреневой, Нелли Ли, Сергея Яковенко. Из молодого поколения мне известна только одна личность, достойная звания камерного певца, - Виктория Евтодьева из Петербурга, но она не принимала участия в конкурсе Образцовой. Для того чтобы отечественный пейзаж камерного вокального искусства не казался столь удручающим, упомянем также скромные усилия калининградского камерного конкурса "Янтарный соловей", организованного несколько лет назад Валерием Алиевым (a propos, несмотря на скромность результатов программа в Калининграде раза в полтора посложней, чем на образцовском ристалище).

Принципиальное отличие камерного конкурса Елены Образцовой - отсутствие возрастного ценза и вступительного взноса, что позволяет назвать его, пожалуй, самым демократичным из всех существовавших когда-либо в России. Специфика камерного искусства такова, что достичь в нем высот можно лишь в процессе жизненного пути, поэтому отмена графы о возрасте кажется мудрым шагом. Что касается "международности", то пока ее не случилось ни в каком аспекте - среди участников был только один иностранец (певица из Кореи), а в жюри вместо заявленных Ренаты Скотто, Дитриха Фишер-Дискау и Виктории де Лос-Анхелес сидела до третьего тура только Ленор Розенберг, артистический директор "Метрополитен Опера". Нестандартным был выбор места проведения - Дом дружбы, или так называемый мавританский особняк Саввы Морозова на Воздвиженке; место уникальное по архитектурным красотам и излишествам, но противоречивое по акустике. Конкурс избрал осторожную тактику - проходил достаточно тихо, можно сказать конспиративно, без всякой шумихи. Многое решалось по ходу дела, с неизбежным комплектом организационных накладок.

У камерного певца нет ничего, кроме того, что он сам в себе несет. Только голос. Действительно, уже одна программа первого тура (романс Глинки, песня Шуберта и французское произведение) давала полный творческий рентген каждого участника. Пройти через эту Сциллу и Харибду удалось лишь 31 соискателю из 135. Во втором туре, кроме русского романса из обязательного списка, надо было исполнить немецкую романтическую песню (Шуман, Брамс, Вольф, Малер, Р.Штраус) и один из романсов Балакирева, Римского-Корсакова, Мусоргского, Танеева, Метнера. Романс композитора ХХ века был сокращен, хотя именно в нем многие участники и могли бы блеснуть своими специалитетами. В финал жюри в составе Образцова-Долуханова-Касрашвили-Чачава пропустило 11 человек, которым предстоял маленький концерт не более получаса. В третьем туре преимущественно звучали вокальные циклы Мусоргского и романсы Чайковского и Рахманинова.

Гран-при в размере 5 тыс. долл. не присужден. В наиболее слабой на конкурсе женской команде жюри отдало предпочтение консерваторской отличнице, студентке Ирины Масленниковой Елене Семеновой (лирическое сопрано), вторая премия не присуждена, третье место поделили богатое от природы, но технически пока не безупречное и артистически нейтральное контральто, выпускница Зары Долухановой Елена Новак и "обаятельно-зеленая" студентка курса Виктюка в ГИТИСе, ученица Эммы Саркисян Екатерина Сюрина (лирическое сопрано). Четвертая премия - у вульгарной агрессивности в лице консерваторки Вероники Вяткиной (меццо-сопрано), непонятно какими судьбами оказавшейся в финале, и у неопытной выпускницы свешниковской хоровой академии Анастасии Бибичевой (сопрановое меццо).

У мужчин тот, кому прочили лавры победителя - бас-баритон Александр Виноградов из Большого театра, - оказался всего лишь на четвертом месте во многом из-за незрелого исполнения "Райка" Мусоргского в финале. Вторая премия - бас-баритон из консерватории, ученик Анатолия Лошака Михаил Давыдов, ставший, по мнению многих, главным открытием конкурсного поиска. "Бронза" у потомственного "кавалерского" баритона, солиста Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Игоря Морозова. Еще одна четвертая премия у неотшлифованного самородка, самого "старого" конкурсанта, солиста штабного оркестра группы российских войск Закавказья (!) Олега Дурнева (бас). Первую премию отдали старательному баритону Дмитрию Царегородцеву (студент Гнесинки по классу Долухановой), в искусстве которого за кропотливой отшлифованностью формы, ювелирностью отделки и прямо-таки непевческим интеллектом довольно трудно разглядеть живого человека. Тем, кто не ленился посещать конкурсные прослушивания, наверняка запомнились москвичи Александр Цилинко (бас) и Наталья Цыганова (меццо), сопрано из Сыктывкара Ольга Сосновская и студентка Петербургской консерватории Елена Япарова (тоже сопрано).

Конкурс подтвердил хорошо знакомый диагноз - кризис камерного исполнительства в России достиг апогея. Хороший исходный материал в достатке. Но тех, кто профессионально владеет им, - единицы, а концертных певцов, способных создать выразительный и законченный вокальный образ (не говоря уже о театре одного актера), за редким исключением, нет. Романсы наши певцы преимущественно поют беспомощно, безвкусно, бессмысленно, в грубой оперной манере. Мало кто способен захватывать и держать внимание зала. Мало магнетизма, мало энергетики, мало человеческой значительности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2140
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4864
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2667
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3073

Другие новости