0
805
Газета Культура Интернет-версия

01.07.2000 00:00:00

Академик на Крымском валу

Тэги: Брюллов, выставка


"Осада Пскова" Карла Брюллова.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

В ЗАЛЫ ГТГ на Крымском валу из Михайловского замка в Санкт-Петербурге переехала большая выставка произведений Брюллова. Здесь представлено около 300 работ, среди которых москвичи впервые увидят наиболее известную картину Брюллова - "Последний день Помпеи". Со времени своего создания (1831-1833 гг.) она ни разу не выставлялась в Москве, и только благодаря технологическим достижениям реставраторов картина на сей раз была благополучно транспортирована в столицу. Другое произведение - "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием" - столь же монументальное, но незаконченное полотно позднего периода оставалось недоступно не только московским зрителям, но и почти всем любителям творчества Брюллова. Работа находилась во "внутренней эмиграции" - в запасниках ГТГ. Ее экспонирование явилось еще одним событием выставки. Также наконец-то здесь можно увидеть считавшуюся утерянной раннюю работу Брюллова "Итальянское утро". Эта картина с 1986 года находится в экспозиции музея города Киля в Германии, а в залах на Крымском валу представлена в пандан другой работе этого же периода - "Итальянский полдень". Выставка в Москве уникальна и несколько отличается от выставки в Санкт-Петербурге. Показано большое количество графических работ из фонда ГТГ, что расширяет представление о творчестве мастера.

Два музея - ГТГ и ГРМ (при участии других музеев) - дали зрителю ценную возможность ознакомиться с основой творческого наследия Карла Брюллова. Инициативу выставки поддержало Министерство культуры.

Монографические выставки - это импульс для нового этапа изучения творчества художника. Такая экспозиция несет в себе ряд преимуществ и для непрофессионального зрителя. Он полностью погружается в интимный мир живописца. Картины становятся той объективной реальностью, которая дает самое полное и исчерпывающее представление о творчестве художника.

Будучи незаурядным талантом, Брюллов вместе с тем лоялен ко всем существовавшим на тот момент клише в искусстве, виртуозно используя их для своих работ. Здоровый карьеризм и явно культурная светская ориентированность его творческих установок при уверенном владении кистью позволяли ему живо имитировать внешний вид объекта изображения, создавать его оптическую репродукцию (почти фотографию). Парадные портреты в технике акварели и масляной живописи, иллюзионистические по своей точности, пользовались большим успехом у заказчиков, и художник не пренебрегал этой любовью, угождая их вкусам. Портреты сыпались как из рога изобилия.

Академия дала Брюллову представление о точной технологии исполнения, что видно по сухим "школьным" штудиям обнаженной натуры. Живее и непосредственнее оказываются короткие зарисовки бистром, сепией, карандашом, например, "Улица в Помпее" (1828, Париж, частное собрание) или "Горные охотники" (1835, ГТГ). Заветы академической школы прочитываются в живописных произведениях: правильно переданный объем, классические темы, театральные позы и жесты и т.д. Брюллов выбирает акцентную часть в композиции и доводит ее до максимально проработанного состояния. Самым тщательным образом он трактует лица, затем костюм и совсем забывает о пейзажной или интерьерной среде, в которую погружен объект изображения. Во всех работах фон остается в буквальном смысле вторым планом, театральным задником. Целостная цветовая композиция его не интересует, поэтому произведение "распадается" на части: отдельно - лицо, отдельно - все остальное, что на незаконченных картинах производит почти сюрреалистическое впечатление, так как рвется ткань самой живописи.

Работы Брюллова в первую очередь иллюстративны. Они призваны для того, чтобы поведать о мифологическом, историческом сюжете или красиво передать образ портретируемого. В таком отношении к своей профессии он адекватен как культурным парадигмам восприятия живописи в тот исторический период, так и собственно себе как художнику.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1736
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4269
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2345
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2657

Другие новости