0
5542
Газета Культура Интернет-версия

09.08.2000 00:00:00

На западе Шостакович - первый среди равных

Тэги: шостакович, музыка


шостакович, музыка Похороны Шостаковича: Хачатурян целует руку покойного. Слева - вдова Шостаковича, Ирина. Справа - его дети, Максим и Галина; в центре - Соломон Волков. Новодевичье кладбище, 14 августа 1975 г.

ШОСТАКОВИЧ лежал в открытом гробу и улыбался. Много раз я видел его смеющимся, иногда он просто заливался хохотом. Часто посмеивался или саркастически усмехался. Но другой такой отрешенной, покойной улыбки Шостаковича я припомнить не мог: тихое блаженство, словно он вернулся в детство. Словно убежал.

Шостакович любил рассказывать историю о дорогом его сердцу Гоголе: тот якобы даже из могилы своей убежал. Когда могилу вскрыли (дело было в Ленинграде в 30-е годы), то гроб Гоголя был пуст. Потом, конечно, все разъяснилось: Гоголя нашли и водворили на место, ему положенное. Но в самом деле - скрыться после смерти - было для Шостаковича очень заманчивым.

14 августа 1975 г., у гроба Шостаковича (справа налево): Тихон Хренников, Арвид Пельше, Михаил Соломенцев, Петр Демичев, Арам Хачатурян. Из них только Хачатурян искренне любил музыку Шостаковича.
Фото В.Мастюкова

Он убежал, и его больше уже не касался официальный некролог, опубликованный советскими газетами 12 августа 1975 года: "На 69-м году жизни скончался великий композитор нашего времени Дмитрий Дмитриевич Шостакович - депутат Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР. Верный сын Коммунистической партии, видный общественный и государственный деятель, художник-гражданин Д.Д. Шостакович всю свою жизнь посвятил развитию советской музыки, утверждению идеалов социалистического гуманизма и интернационализма..."

И так далее, и тому подобное - чугунные бюрократические словеса. Первым подписал некролог Леонид Брежнев, за ним - Юрий Андропов, далее - министр обороны Гречко. Список из 85 имен замыкает фигура совсем мелкая - Владимир Ягодкин, тогдашний московский босс, попавший в историю русской культуры только потому, что санкционировал уничтожение бульдозерами выставки нонконформистских художников.

На официальной панихиде у гроба Шостаковича 14 августа столпились высокие начальники из идеологических ведомств. Многие из них сделали карьеру, годами яростно обличая его грехи. "Слетелось воронье", - сказал, повернув ко мне бледное свое лицо, близкий Шостаковичу музыкант.

Шостакович предвидел все это заранее. И даже музыку написал на стихотворение Цветаевой, описывавшее "почетные" похороны русского гения иной эпохи - Пушкина:

Такой уж почет,
что ближайшим друзьям -
Нет места. В изглавье,
в изножье,
И справа, и слева -
ручищи по швам -
Жандармские груди и рожи.

Тогда, 25 лет назад, слушать на панихиде официальные речи было тяжело. Но вспоминая их сейчас, понимаешь, что каждый из выступавших говорил от души. В итоге прямо у гроба столкнулись разные точки зрения на Шостаковича.

Руководитель Союза композиторов Тихон Хренников настаивал, что Шостакович был настоящим коммунистом. Он и сейчас так считает, о чем не устает повторять в своих интервью. Покойный ныне Георгий Свиридов сказал, что Шостакович был сыном России, порожденным грозными событиями нашей революционной эпохи. И Свиридов тоже душой не кривил, так он и думал: я сам это слышал от него не раз. Родион Щедрин посетовал, что Шостакович не успел довести до конца беспрецедентный в истории музыки замысел создания 24 струнных квартетов во всех 24 тональностях. Щедрин - профессионал до мозга костей, он искренне горевал, что не осуществилась такая потрясающая задумка.

Шостакович был как зеркало: каждый видел в нем себя, свое. Это свойство величайших художников. Потому мы и зовем их "вечными спутниками".

Спустя четверть века после смерти композитора споры вокруг Шостаковича только усилились. Причем разгораются они вовсе не в России. Ведь Россия - литературоцентричная страна. Музыка, балет - это хорошо для экспорта, а на московских или питерских кухнях ругаться будут скорее о любимых поэтах.

На Западе музыкальная жизнь сильнее интегрирована в устоявшийся буржуазный быт. И вдобавок там существует традиция высоколобых дебатов в университетах. В университетских кампусах, как в экзотических оранжереях, растут самые диковинные интеллектуальные цветы: от марксистских до расистских. Это позволяет американскому профессору Тарускину, которого некоторые почитают ведущим специалистом в области русской музыки, провозгласить - в унисон с Хренниковым, - что Шостакович был "быть может, самый лояльный музыкальный сын советской России". Этому же Тарускину принадлежит диковатая идея о том, что своей оперой "Леди Макбет Мценского уезда" Шостакович оправдывал сталинскую политику уничтожения кулачества как класса.

Не менее лихо расправилась с другим знаменитым произведением композитора, его вокальным циклом "Из еврейской народной поэзии", американский музыковед Лорел Фей. Мы-то все наивно считали, что когда Шостакович сочинил эту музыку в разгар антисемитской кампании конца 40-х годов, то это со стороны автора был акт протеста и солидарности с гонимыми. Вовсе не так, поучает Фей: Шостакович хотел угодить Жданову, да просто ошибочка вышла, выбрал "не ту национальность".

Американская публика, правда, на все это обращает мало внимания. Она валом валит на исполнения музыки Шостаковича. В Нью-Йорке в этом году сам собой стихийно сложился целый фестиваль Шостаковича: многие из симфоний, инструментальная музыка, "Леди Макбет". Но в центре внимания оказался цикл всех его струнных квартетов в исполнении лучшего в мире квартета Эмерсон.

Помню, этот же цикл прозвучал в Нью-Йорке в начале 80-х годов: небольшой зал был полупустым. А сейчас у входа люди тщетно выпрашивали лишний билетик. В антракте я видел цвет нью-йоркской интеллигенции: Сьюзан Зонтаг, Дэвид Ремник, Филип Рот... Шостакович стал модным автором.

В чем дело? Откуда такой жгучий интерес к композитору, казалось бы, американским слушателям малодоступному, - ведь он воплотил в звуках ужас и боль специфического советского бытия... Оказывается, эти ужас и боль - эмоции универсальные. И, будучи выражены в звуках трансцендентной красоты, они вызывают ощущение катарсиса даже у внешне благополучной нью-йоркской публики.

Не в этом ли, кстати, причина некоторого охлаждения к Шостаковичу в России? Тут своих проблем хватает. Зачем же еще и в концертном зале душу раздирать...

А на Западе Шостаковича тем временем все чаще называют первым среди равных в семье величайших композиторов XX века.

Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1253
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
948
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1135
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
742

Другие новости