0
1596
Газета Культура Интернет-версия

16.08.2000 00:00:00

Нарушая запреты

Тэги: ошима, табу, кино


ошима, Содзабуро Кано в исполнении Рюхэи Матсуда.

КОГДА первая картина японского режиссера Нагиса Ошимы "Город любви и надежды" (1959) увидела мир, в кинематографических кругах немедленно разразился скандал. Не понравился слишком натуралистичный финал. До такой степени не понравился, что даже дебютом эта лента официально признана так и не была. Премию гильдии режиссеров "За лучший дебют" в 1960 году получило второе творение Ошимы, названное создателем "Повесть о жестокой юности". Популярность набирала обороты, будучи постоянно сопряженной с различными скандальными историями. На родине Ошиму запрещали, его фильмы шли вторым экраном, и в то же время о нем говорили как о лидере "новой волны" японского кино и награждали на международных кинофестивалях в Чикаго и Каннах. Российскому зрителю хорошо известна его лента "Империя чувств", которая даже после мирового признания показывалась в Японии с купюрами. В Москве сеансы предваряло записанное на пленку вступительное слово авторитетного киноведа. Следом в России вышла не менее вольная "Империя страсти", получившая в 1978 году приз каннского МКФ за лучшую режиссуру.

Последняя картина Нагиса Ошимы - "Табу", или "Гохатто", что в переводе с японского означает "запретный", как и предыдущие ленты мэтра просто наэлектризована сексуальностью. Ошима приоткрывает завесу перед внутренней жизнью самурайского "эскадрона смерти" Синсенгуми. В 1865 году жители Страны восходящего солнца категорически не хотели нарушать свою внутреннюю изоляцию. Для обороны от внешнего мира, а также для поддержания порядка в стране и существовало самурайское ополчение Синсенгуми. Более замкнутой организации придумать невозможно. О ней и рассказывает Ошима.

Главный герой "Табу" - молодой Содзабуро Кано, которого сыграл семнадцатилетний дебютант Рюхэи Матсуда. Его демоническая и женоподобная красота привлекает многих самураев Синсенгуми. Однако фильм не о мужеложстве. И тем более не о любви мужчины к женщине (однополчанам так и не удалось соблазнить юношу прелестями специально выбранной для этой невыполнимой миссии гейши). Фильм просто о любви как о проявлении человеческой сути. За внешней дисциплиной и жестокостью самураев легко распознать душевную чуткость и умение ценить красоту, которое граничит подчас с необузданными страстями и разрушительной силой ревности. Новобранец Кано стал "роковым мужчиной" в обществе самураев. Это даже смешно: вплоть до командного состава все втайне или наяву мечтают разделить с ним постель. Но для Ошимы проблема гомосексуализма - не первостепенная. Японский режиссер в отличие от многих своих коллег не спекулирует на зрительском интересе к этой теме. Его картина - всего лишь ностальгический взгляд в прошлое. Что ж поделаешь, если в замкнутых обществах - будь то монастырь или военное подразделение - однополая любовь была и остается обычным делом? Захоти режиссер снять картину о проблемах подростков в современной школе, вышло бы не менее поэтично. В "Табу" очень мало откровенно натуралистичных сцен. Для Ошимы куда важнее традиционная для японца способность (умение?) любоваться пейзажем. В фильме это живой колорит Японии середины ХIХ века, так что кожей ощущаешь прохладу ночного воздуха у синей воды. Ошима дарит нам необъяснимую в своей первозданности мечтательность, потребность в таинственном и новом, которая испокон веков томит всех одинаково.

И еще в "Табу" есть необычайной красоты легенда о любви и верности, рассказанная одним из самураев капитану Тосидзо Хидзикате (Такеши Китано). Это притча о том, как призрак погибшего самурая возвращается к тоскующему путешественнику, некогда спасшему воину жизнь, и о том, что тогда была весна и цвели хризантемы. Вокруг этой завораживающе мистической истории, наверное, и выстраивается общая гармония фильма. "Табу" вообще наполнено оригинальной символикой. Хотя, может быть, это только кажется нам, людям слишком далеким от древней восточной культуры. Тем не менее сам Ошима говорит: "В финальной сцене Хидзиката со словами "Кано слишком красив" срубает мечом цветущее дерево вишни. Его жест символизирует, кажется, конец эпохи самураев". И тут же добавляет: "Впрочем, эта сцена открыта для интерпретаций".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1179
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3143
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1774
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2111

Другие новости