0
900
Газета Культура Интернет-версия

05.09.2000 00:00:00

Без серьезных открытий

Андрей Оленин

Об авторе: Андрей Оленин - собкор РИА "Новости" - специально для "НГ".

Тэги: эдинбург, театр, фестиваль


В пятьдесят четвертый раз Эдинбург, столица Шотландии, один их красивейших европейских городов, принимал Международный фестиваль искусств. Организованный в 1947 году фестиваль преследовал в первую очередь такую благородную цель, как сближение или, как писали в то время местные газеты, объединение послевоенной Европы посредством культуры. И надо сказать, первый блин не оказался комом, и фестиваль стал традиционным праздником искусства, и отнюдь не только европейского, на который ежегодно стали съезжаться как общепризнанные звезды, так и молодые актеры и музыканты.

Эдинбургский международный поистине многолик: ведь он включает в себя самые различные жанры: здесь мирно сосуществуют симфонические концерты и оперные спектакли, рок-, поп-, джаз-концерты и балетные постановки, камерная музыка и драма. В рамках фестиваля проводится конкурс художественных программ, международная книжная ярмарка. Всегда пользуются повышенным интересом красочные парад и конкурс военных оркестров "Милитари тату", отметившие в этом году свой "золотой" юбилей. Так что, как видим, праздник искусства в шотландской столице способен удовлетворить любые вкусы. Не случайно население Эдинбурга, составляющее примерно четыреста пятьдесят тысяч человек, в августовские дни, как минимум, удваивается: обычно около полумиллиона зрителей из различных стран мира приезжают сюда специально для того, чтобы не только посетить концерты, оперные и балетные спектакли, драматические постановки, а чтобы проникнуться уникальной атмосферой, чтобы ощутить себя непосредственным участником действа, происходящего на улицах города. А эту не сравнимую ни с чем атмосферу создает фриндж, ставший неотъемлемой и, пожалуй, доминирующей частью Эдинбургского фестиваля искусств.

Фриндж

Одно можно сказать определенно: точного перевода этого слова на русский язык не существует. По смыслу это - оболочка фестиваля, его обрамление, одно из его ответвлений. Начинался фриндж в том же 1947-м году, когда без какого-либо специального приглашения в Эдинбург приехали восемь театральных коллективов (в основном с Британских островов), устроивших свой фестиваль-экспромт, собравший немалую аудиторию. С каждым годом популярность фринджа возрастала: здесь на спектаклях и музыкальных шоу царил дух свободолюбия и непредсказуемости. То, что демонстрировалось на многочисленных сценических площадках и подмостках тысячами профессиональных, полупрофессиональных и самодеятельных артистов, стало своего рода вызовом классическим канонам и постулатам в искусстве, протестом против общественных основ (будь то буржуазных или коммунистических). Фриндж всегда ассоциировался с поиском новых театральных, музыкальных и живописных форм, с нетрадиционными средствами самовыражения, со студийностью, с отсутствием каких-либо табу, с альтернативным искусством. Главное, что всегда отличало фриндж от основного фестиваля, - это его демократичность, антиэлитизм. Доступность цен на билеты, прямой разговор (глаза в глаза) актеров со зрителем.

В этом же году, по общему мнению, фриндж поразил вирус коммерциализации. Талантливым, но малобюджетным коллективам стало все труднее прорываться к массовому зрителю, да и сами зрители из-за заметно выросших цен на билеты не торопились, как раньше, занимать места в ста семидесяти семи небольших залах, где почти за месяц в рамках фринджа выступили 1350 различных компаний и отдельных исполнителей, давших около семнадцати тысяч представлений. Несмотря на незаполненные залы, директор фринджа Пол Гаджин полон оптимизма и считает, что благодаря этому "фестивалю в фестивале" эдинбургская казна заметно пополнится. И вообще он считает, что фриндж удался: ведь в этом году в Эдинбурге состоялось двести семьдесят пять премьер, что является своеобразным рекордом за пятьдесят три года его существования. Кстати, оставили добрую о себе память и получили благожелательные отзывы в местных СМИ выступившие в шотландской столице певцы, танцоры и музыканты из Северной Осетии и артисты Театра драмы и комедии на Камчатке. И последнее о фриндже: он вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый крупный и значительный по своим масштабам международный фестиваль искусств: ведь число его участников в отдельные годы превышало восемьдесят тысяч человек.

Официальный международный

Посетив в этом году Эдинбургский международный фестиваль в пятый раз, имею, как мне кажется, достаточные основания сравнить предыдущие с нынешним. Честно говоря, сравнения не в пользу фестиваля 2000 года. Причины? Может быть, отсутствие на этот раз российских оркестров, дирижеров, вокалистов, солистов-музыкантов, выступления которых во время предшествующих фестивалей остались в памяти почитателей большого искусства как "праздник, который всегда с тобой" (чего стоят одни только сольные концерты наших выдающихся пианистов Евгения Кисина и Михаила Плетнева). Как считают организаторы, отсутствие россиян в официальной программе Международного фестиваля не является, естественно, каким-то демонстративным, тем более дискриминационным, актом со стороны составителей программы. Просто на этот раз посчитали целесообразным пригласить "звезд" из других стран. Понятное дело, своя рука - владыка. Правда, некоторые "звезды" не оправдали надежд. Самые полярные оценки британские критики дали ожидавшимся с таким интересом, волнением и трепетом выступлениям Кливлендского симфонического оркестра. Кое-кого оркестр просто разочаровал. Зато порадовал Чешский филармонический. Как всегда стабильно и высокопрофессионально играл Лондонский симфонический оркестр, на этот раз руководимый отмечающим свое семидесятилетие известным дирижером Пьером Буле.

Могло стать событием, но все же, как мне кажется, не стало, исполнение немецким пианистом Кристианом Закариасом вместе с Шотландским камерным оркестром всех фортепьянных концертов Моцарта (всего двадцать один). В течение семи дней в одном из крупнейших залов Эдинбурга - Ашер Холле - звучала дивная музыка австрийского композитора (каждый раз исполнялось по три концерта). Вроде бы все замечательно: серьезный и вдумчивый пианист (он же дирижер), хороший оркестр, но чего-то явно не хватало. Может быть, легкости, блеска, моцартовского куража.

Удалось послушать две оперы: концертное исполнение "Титуса милосердного" Моцарта и вагнеровскую оперу "Золото Рейна". В "Титусе" произошла замена сразу двух главных исполнителей, и если заменивший известного тенора Иана Бостриджа певец Д.Чам в целом не оправдал возлагавшихся на него надежд в роли римского императора, то чешская певица Магдалена Козены продемонстрировала высокое мастерство и получила заслуженные овации публики. Что касается "Золота Рейна", то исполнившая это известное произведение труппа Шотландской оперы вместе с режиссером постановки Тимом Элбери и дирижером Ричардом Армстронгом вознамерилась показать все оперы вагнеровского цикла "Кольцо Нибелунга". Так что в 2003 году зрители смогут оценить, наряду с "Золотом Рейна", также и "Валькирию", "Зигфрида", и "Гибель богов".

По мнению критиков, не было каких-либо серьезных открытий и реальных достижений в театральной программе Международного фестиваля. Зато практически единодушное неприятие специалистов (да и публики тоже) вызвал спектакль "Варварские комедии" испанца Рамона Марии дель Валле-Инклана. Изнурительный четырехчасовой спектакль, исполненный театром из Дублина, просто "нашпигован" тошнотворными, супернатуралистическими сценами (достаточно вспомнить священника, мастурбирующего над кипящими на медленном огне костями своей любимой тети). Судя по всему, организаторы делали ставку на этот спектакль, считая, что сегодня можно неплохо заработать на подобном действе, включающем в себя некрофилию, убийства, изощренные изнасилования, сатанинские ритуалы. Ан - нет, ошиблись. И в самом-то начале зал не заполнялся, а уж по прошествии двух с половиной часов в зале оставались лишь самые стойкие.

Но одно на фестивале присутствует всегда и служит магнитом, притягательной силой: это дух и атмосфера большого праздника.

Эдинбург-Лондон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1062
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
856
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1022
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
681

Другие новости