0
977
Газета Культура Интернет-версия

27.09.2000 00:00:00

Третий путь

Тэги: театр, премия, станиславский


театр, премия, станиславский Нежность председателя жюри Олега Табакова, думается, была приятна отмеченному за театральную педагогику Зиновию Корогодскому.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

РУКОВОДСТВО Фонда Станиславского устойчиво в своих привязанностях к отелю "Балчуг-Кемпински". В одном из его роскошных залов "Atrium" в понедельник (после двухлетнего "антракта", когда премии не вручались) прошла очередная церемония вручения Премий Станиславского. Как сообщил президент Фонда худрук театра "Ленком" Марк Захаров, эта премия денежная - 3000 условных единиц. 25 сентября лауреатам вручали дипломы, деньги обещали вручить на следующий день, 26 сентября.

Съезд гостей был назначен на 18.30. Огромный лимузин подвез Аллу Борисовну Пугачеву, и все солидные иномарки показались игрушечными машинками. Была ли Алла Борисовна гостем Фонда или заехала просто на чашку кофе в "Балчуг", выяснить не удалось. После легкого аперитива приглашенные поднялись в зал. Режиссером шоу в духе новой респектабельности на этот раз стал Юрий Грымов. В зал напустили дыму и подсветили каким-то синеватым неоном. Музыка Эдуарда Артемьева усиливала ощущение мрачноватой заоблачности. Текст ведения для Марины Ильиной, как всегда, был написан драматургом Иваном Охлобыстиным. К сожалению, акустика зала пришла в противоречие с микрофонами, и творчество Охлобыстина, как и многие выступления, не дошло до ушей присутствующих. С микрофонами справились только Марк Захаров, вице-премьер столицы Людмила Швецова и Кирилл Лавров.

Мы уже информировали своих читателей о лауреатах (см. "НГ" от 15.09.2000). За лучшую мужскую роль премия вручена Армену Джигарханяну за роль Доменико Сориано в спектакле "Город миллионеров" театра "Ленком". Но Джигарханян заболел, и премию получал за своего старшего товарища Александр Лазарев-младший. По неизвестной причине не было еще одного лауреата - английского актера Йена Маккеллена, которому вручалась премия "За выдающийся вклад в развитие мирового театрального искусства".

Нина Агишева, член жюри, театральный критик, вручая диплом, заметила, что "Джигарханян переиграл не только такую выдающуюся актрису, как Инна Чурикова, но и такого актера, как Марчелло Мастрояни". Александр Лазарев-младший выслушал все с почтением и обещал передать мэтру российской сцены.

"Лучшая женская роль" досталась Евдокии Германовой за роль Насти в "На дне" в спектакле Адольфа Шапиро (Театр п/у О.Табакова). Константин Райкин поздравлял актрису и прочел отрывок из "Евгения Онегина". Германова вышла на сцену и держала долгую паузу, потом начала что-то говорить, и в результате самым понятным в ее выступлении оказалась именно пауза.

На полях заметим, что две премии получили актеры театров, руководители которых являются членами жюри и правления Фонда Станиславского: Марк Захаров и Олег Табаков. Знаменитые театральные деятели не стали скрывать своих "корыстных" интересов, правда, выдали их на пресс-конференции как шутку: мол, мы здесь представляли интересы собственных коллективов. Лоббирование собственных интересов за счет Премии Станиславского, увы, здесь налицо. В прошлом сезоне, к примеру, среди женских ролей выделялись две работы: Марины Нееловой (королева Елизавета) и Елены Яковлевой (Мария Стюарт) в спектакле "Современника" "Играем... Шиллера!", которые, на наш взгляд (да и по рейтингам, проводимым "НГ"), заметно выделялись и психологической глубиной, и смелым способом театрального существования.

Прошедший сезон особенно богат на мужские роли: и Сергей Маковецкий (Коврин) в спектакле ТЮЗа "Черный монах", и Александр Калягин в заглавной роли в спектакле "Шейлок" Роберта Стуруа, и герой пьесы "Контрабас" Константина Райкина, и, наконец, Евгений Миронов в спектакле "Борис Годунов" Деклана Донеллана. Конечно, при таком богатстве жюри обречено на отбор, и кто-то из номинантов все равно окажется за бортом. Но всегда в целях большей объективности можно найти выход. Нашли же его в конце концов, вручив две премии театроведам: Ольге Радищевой за трехтомник о Станиславском и Немировиче-Данченко, исследователю, который сорок лет своей жизни посвятил архивам и документам. Труд колоссальный и оценен по заслугам. (Вероятно, вручение этой премии правильнее было бы доверить кому-то из профессионалов, исследователей истории Художественного театра...) Доктор искусствоведения, профессор Видас Силюнас поощрен премией за две книги "Испанский театр ХVI-ХVII веков" и "Стиль жизни и стиль искусства". В этом случае награду вручал коллега Силюнаса, профессор Алексей Бартошевич.

Безусловным выбором можно считать вручение премии Петру Фоменко (ее вручал с огромным почтением другой мэтр, Марк Захаров). Михаил Швыдкой поздравлял Александра Григоряна - режиссера Государственного театра Армении, носящего имя Станиславского. Премией "За театральную педагогику" отмечен Зиновий Корогодский. За выдающиеся достижения в области русского психологического театра жюри наградило Кирилла Лаврова. Встречая его, зал встал, как говорят в таких случаях, в едином порыве.

Ближе к финалу Марк Захаров отметил режиссуру церемонии, как всегда, лукавой иронией, заметив, что Грымов указал нам путь к Бродвею и наш долгожданный третий путь. Под Бродвеем, видимо, подразумевалась сценография: натянутое над головами присутствующих белое полотно эффектно удалялось, открывая взору огромную люстру в богатом золоченом декоре.

Волнительным моментом церемонии стали слова памяти об Олеге Ефремове. Зал в почтении встал и помянул выдающегося художника.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
897
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2581
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1492
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1853

Другие новости