0
1958
Газета Культура Интернет-версия

19.10.2000 00:00:00

Советская мелодия

Тэги: Меньшов, кино, фильм


В КИНОКОНЦЕРТНОМ зале "Россия", с невероятной помпой и длинными очередями, когда перед входом охранники-молодчики и молодчицы осматривали каждого на предмет возможных взрывных устройств, а по окончании они же просили элитарную публику посторониться, поскольку перед началом банкета "надо будет зачищать", Владимир Меньшов официально представил свою новую картину "Зависть богов". От критики в таких случаях ждут чего-то сугубого (и, как выясняется, журналистских разгромов действительно ждали - такая форма "отношений со СМИ" сегодня активно практикуется; еще до выхода фильма авторы-исполнители говорили, что ими недовольны "лично обделенные" женщины-критики).

Заявим мысль противоположную: Меньшов, снявший новую картину, не потеряет своих поклонников - нет сомнений в том, что картина широко "разойдется" по стране и станет всенародно любимой: ведь именно как таковая она и создавалась.

Перед тем как сказать о самом фильме, еще одно замечание. В "культпрограмму" торжественной премьеры включили один-единственный номер - танго в исполнении солистов Большого Нины Семизоровой и Марка Перетокина. Случайно или нет, но этот танец "обиняками" напомнил о том, о чем говорят все в последнее время - о возвращении Григоровича в Большой театр. По презентациям - как по верхушкам айсбергов - можно говорить о каких-то масштабных переменах в культурной жизни.

Предваряя показ, министр культуры Михаил Швыдкой пообещал приятных два часа десять минут и полушутя подтвердил, что в фильме Меньшова "идеологически все правильно" - может быть, потому, что "социальный романтизм, который всегда подкупал в его фильмах, здесь выражен с замечательной полнотой".

Теперь о фильме. Во-первых, конечно, можно не сомневаться: прокатившись по стране, "Зависть богов" соберет много слез сострадания и сочувствия. Когда всех жалко - это по-нашему, это как-то всенародно, соборно даже.

В "Зависти богов" много узнаваемого. Когда сам Меньшов или его добрые критики говорят, что новый фильм продолжает традиции "Москвы", которая "слезам не верит", они отчасти правы: режиссер показывает заветные уголки великого города, коллекционирует улочки, дворики, домишки и сталинские дома - образ города в кино не меняется со времен "Я шагаю по Москве". Угол Гагаринского и Староконюшенного переулков, где снималась самая слезная сцена фильма - расставание влюбленных - может отныне стать культовым. Другое дело, что съемки переулков легче всего объяснить небольшими финансовыми возможностями: "подстарить" на 20 лет площадь Дзержинского (хотя памятник Феликсу и воссоздан виртуально в одной из сцен) или какой-нибудь проспект было бы и труднее, и накладнее. И все равно в фильме много сегодняшней Москвы: в глаза бросается реклама сигарет, мелькающая где-то в небе над Киевской, подсветка мостов, за которую, кажется, недавно даже кому-то из архитекторов дали Госпремию, иномарки, которых спрятать не удалось... Помимо топографических радостей весь фильм можно провести в спорах и воспоминаниях о том, было ли так в 1983-м или не было, хорошо ли создатели фильма помнят подробности. Так ли уж близко, например, располагались в тех магазинах винный и гастрономический отделы и т.п. Хотя, может быть, мелодраматический жанр, к которому принадлежит новый фильм Меньшова, позволяет и прощает анахронизмы и относительную неправду.

Пока идут ярко-красные титры, серым ядовитым пятном сменяют друг друга кадры советской кинохроники - БАМ, освоение космоса, плотины, закрома родины, на трибунах - Товстоногов, Магомаев, Тихонов, как бы в подтверждение достижений социализма.

Герои, имея счастливую возможность в ы е з ж а т ь или участвовать в подготовке партийных докладов, курят импортные сигареты из цэковской столовой и слушают "Радио "Свобода", где говорят о том, что Сахаров и Боннэр объявлены душевнобольными. По краям диалогов - упоминание ленинградских экономистов, Толи Чубайса, у которого "столько идей" (теперь и мы их узнали...).

Можно предположить, что идея фильма пришла к Меньшову (сценарий написан им совместно с Мариной Мареевой), когда он увидел свою супругу в спектакле Театра имени Пушкина "Варшавская мелодия". Кажется, что кинематограф в этом случае питается театром - той же "Варшавской мелодией" Зорина, "Приветом от Цюрупы" в Театре сатиры, в очередной раз проигрывая трагедии советского общества. Как будто нет новых...

И все же неверно, что "Зависть богов" вторит прежнему фильму Меньшова "Москва слезам не верит". Идею того фильма можно определить так: как бы ни печалилась советская женщина, как бы горько и одиноко ни складывалась ее судьба, найдется на просторах СССР мужчина, который сможет составить ее счастье, в том числе и в постели. Идея "Зависти богов" - диаметрально противоположная: советская женщина не может быть счастлива с советским мужчиной, удовлетворить ее может только представитель свободного Запада (в данном случае - французский переводчик Андре в исполнении Александра Лобоцкого). И дело не в том, что не могут (пожалуйста, муж только и предлагает: "Поцелуй меня там... ну, там...", "а давай стоя - у зеркала", да жена все не хочет, стыдится), а в том, что любви нет, и тогда все - запретно, все - в качестве эксперимента, все - как в фильме Бертолуччи "Последнее танго в Париже", который смотрят герои. Как говорит Андре, "просто вы, русские, боитесь быть счастливыми". Да и как быть счастливыми, живя в "империи зла"?!

Героиню зовут Соня Аниканова, она работает редактором программы "Время". "Знаками" эпохи выступают дикторы, играющие самих себя - Игорь Кириллов и Анна Шатилова. Играют хорошо, близко к правде жизни. Играют хорошо и другие - Владимир Качан (в роли выпускающего "Времени"), Леонид Трушкин (в роли связного между Соней и Андре), Александр Ворошило (в роли сотрудника КГБ Крапивина: "Все знать - входит в мои скромные обязанности").

Идея фильма натужна, как и само заглавие. Красивые мелодраматические съемки (оператор - Вадим Алисов - в самых чувствительных сценах "крутится" вокруг героев, буквально обволакивая нас мелодраматизмом) не мешают понять, "о чем он, собственно". Чем бы еще уязвить наше прошлое? Всегда есть чем, особенно, конечно, если оргазма в нем не было... А тут еще - такая любовь, романтика валенок и телогреек, секс в кузове грузовика с трогательным слоганом "Люди" на борту.

Только в перевозбужденном сознании героини может появиться мысль, что это боги позавидовали их любви и потому растоптали ее руками советской государственной машины. 2 сентября 1983 года сбивают южнокорейский "Боинг", Андре пишет все, что думает, и его высылают. Хочется сказать: не пишите таких статей, когда любите иностранок. Журналистская честность и бескомпромиссность побеждают любовь (или в другом варианте: компромиссность, если Андре действительно обслуживал ЦРУ).

Из многих финалов можно понять, что героиня так и не мирится с мужем (Александр Феклистов), хотя он и готов ей все простить. Что попытка пойти по пути Анны Карениной (в смысле - по железнодорожному) также завершается неудачей. Совсем последний финал - Соне грезится танец в небесах в Гагаринском переулке.

Все время, пока шла подготовка к премьере, много говорилось о невероятной откровенности любовных сцен, в которых участвуют Соня и Андре, соответственно Алентова и Лобоцкий. Сцены вышли действительно откровенные. И Алентова в них действительно смела и отважна. Хотя ее красота, надо признать, позволяла не прятаться под полиэтиленом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1124
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
574
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3165
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2507

Другие новости