0
2090
Газета Культура Интернет-версия

25.10.2000 00:00:00

"Я люблю вас, люди!"

Тэги: кино, фильм


Искусство азиатских кинематографистов привлекает все большее внимание киноведов Европы и Америки. За ним охотятся организаторы фестивалей в Каннах и Венеции, Берлине и Торонто. На фестивалях класса "А" именно им отдают свое предпочтение маститые критики, поражаясь глубине и специфичности киноязыка режиссеров Ирана, Китая, Тайваня. В последние годы те же критики говорят о серьезных достижениях молодых режиссеров из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.

Снятый ташкентским режиссером Назимом Аббасовым, фильм "Феллини" - один из ярких тому примеров. На последнем фестивале в Бухаре ему по праву достались призы по всем главным номинациям - за сценарий, за режиссуру, за мужскую роль (Феллини - Абдулхай Ширмухамедов), за женскую роль (Хадича - Зеби Наврузова). В эти дни в Варшаве проходит международный фестиваль, и не исключено, что и оттуда один из призов отправится в Ташкент. Фильм на днях также был показан в Нью-Йорке в рамках Второго фестиваля российских фильмов.

Назым Аббасов - сын прославленного кинорежиссера Шухрата Аббасова ("Ты не сирота", "Хамза" и другие картины) - уже не новичок в искусстве. Окончив ВГИК, Назым начал работать как художник-постановщик, и его имя в этом качестве значится в титрах "Проделок Майсары" и "Звезды любви, звезды печали". С 1989 года Аббасов сам начал снимать кино - игровое ("Свидание в Самарре", "Любовь, вор и воришки") и документальное ("Амир Тимур в истории Мавераннахра").

Режиссер так говорит о своем фильме: "Феллини - это кличка реального человека, с которым я встретился в городе Муйнаке, на берегу Аральского моря. Этот фильм - о нем. Киномеханик, фанатично преданный кино, пытался всем объяснить, какой прекрасный режиссер Федерико Феллини, и прокручивал его фильмы по многу раз. Поэтому его и прозвали Феллини".

Картина "Феллини" - это кино в кино, прием, многократно использовавшийся в истории кинематографии. Но у Аббасова к нему прибавлены еще два компонента - кинотеатр, который объединяет всех людей города Муйнака и между собой, и с миром кино; и киномеханик, благодаря которому этот процесс единения становится фактом реальной жизни. Для него кинотеатр, который надо уберечь от культур-ренегатов ради жителей города Муйнака, стал смыслом его жизни. Режиссер говорит об этом так: "Старое, но еще пульсирующее, живое здание кинотеатра как бы аккумулирует в себе всю мировую культуру в вымирающем мире". Феллини счастлив, что на его глазах, в его городе известный режиссер снимает новую картину и ему самому представляется возможность выступить в одном из эпизодов в маленькой роли. В финале он приглашает зрителей на премьеру уже собственного "фильма". Это лента, смонтированная из кусков любимых картин ("Пролетая над гнездом кукушки", "Кавказская пленница" и, конечно же, фильмы Феллини). И даже когда пожар прерывает показ, а ржавый корабль, стоящий неподалеку на осушенной территории Арала, вдруг взлетает в небо, изумленный, пораженный этой фантасмагорией счастливый киномеханик говорит нам с экрана: "Я люблю вас, люди! Я люблю кино!". И ему веришь.

Этот романтический фильм - еще и о современном Узбекистане, о той страшной экологической катастрофе, которая досталась стране в наследство от Советского Союза, в котором с призыва "Человек - хозяин природы" началось варварское освоение 1/6 части Земли. Некогда полноводные Сырдарья и Амударья теперь не доходят до Арала. Море "ушло" от людей, а те, в свою очередь, стали терять надежду на чудо. Там, где некогда плескалось море, как бы в память об СССР на века пришвартовались остовы кораблей "Россия", "Белоруссия" и "Казахстан". В фильме Аббасова есть кадр, что красноречивее слов передает ужас экологической катастрофы: к ручонкам маленького мальчика привязан большой сом. И они оба не могут двинуться с места: один от страха и тяжести груза, другой - от отсутствия воды и сил. Так и все герои фильма не находят ответа: почему от них ушла вода?

Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2196
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4952
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2719
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3132

Другие новости