0
1435
Газета Культура Интернет-версия

05.11.2000 00:00:00

Приз Тернера-2000

Тэги: Редекер, Такахаши, Тернер


В Тейт-галерее открылась выставка четырех молодых художников - претендентов на Приз Тернера. Выставка будет проходить до 14 января 2001 года, но победитель будет известен уже 28 ноября.

Приз Тернера - один из самых престижных и популярных конкурсов в мире современного искусства. Он ежегодно присуждается британскому (или работающему в Великобритании) художнику моложе пятидесяти лет. Главный критерий отбора - выставочная активность. Цель конкурса - привлечь новых зрителей к британскому современному искусству. Шестнадцатый конкурс привлек к себе необычайное внимание публики и прессы. Так что цель приза сегодня достигнута (по примеру литературного Букера, призванного поднять интерес к книгам современных писателей). Церемония награждения уже несколько лет транслируется по Четвертому каналу телевидения, который и является основным спонсором Приза Тернера. Широкое освещение всех событий, скандалов и сплетен, связанных с конкурсом и конкурсантами, обеспечивает его невероятную популярность.

Долготерпение англичан, уставших от провальных акций современных архитекторов и дизайнеров, не бесконечно. Они пережили пустующий Купол Тысячелетия, сломанное колесо обозрения "Глаз Лондона" и Мост Тысячелетия, закрывшийся через день после открытия из-за того, что конструкция тряслась от вибрации. От Приза Тернера, по привычке, ничего хорошего не ждали, кроме очередного скандала. Обычно целый шквал критики обрушивается на жюри, год от года отдающее предпочтение художникам, работающим с видео и инсталляциями. Давненько здесь не видели старых добрых картин в рамках, и вот, пожалуйста: "Таймс" пишет, что в этом году основной ажиотаж развернется как раз вокруг живописи, и не одного художника, а двух.

Глинн Браун (он родился в 1966) - единственный британец из всех номинантов этого года. Саймон Уилсон, куратор Тейт-галереи, назвал его искусство "чисто современным по содержанию, но выполненным в технике старых мастеров". И не только старых. Мастера от Фрагонара до де Кунинга вдохновляли Брауна на создание его полотен, радующих глаз уставшей от инсталляций и хеппенингов публики. Сглаженный мазок, холст, казалось, уже навечно потерянный, рама: да это просто вызов, такого Приз Тернера не видел уже многие годы. Но и это еще не все, Браун заимствует не только из художественной сокровищницы. Его работы, этот сплав из портретов Ауэрбаха или снов Сальвадора Дали, часто озаглавлены как известные песни или популярные книги в жанре фантастики. Например, его интерпретация рембрандтовских портретов называется "Я отдала свое сердце морячку с корабля "Звезда" (1996). Перед зрителями - работа верного приверженца постмодернизма, с его игрой. Полотно "Любовники пастушек-2000" отсылает нас к барочным, фарфоровым красоткам Фрагонара, но по содержанию скорее напоминает об обложке какого-нибудь фантастического приключенческого романа: стремительно движущаяся женская фигура, бороздящий просторы Вселенной космический корабль и неизведанные миры на фоне огромного светила.

Второй художник, чьи работы представлены на "Призе Тернера-2000", - голландец Майкл Редекер. Он на сегодняшний день является фаворитом как у критиков, так и у публики. Его картины - это меланхолические пейзажи и интерьеры, безжизненные, мертвенно спокойные, выполненные в серовато-зеленой гамме. В студенческие годы он занимался дизайном и с тех пор пристрастился к комбинированию живописи с вышивкой, а также нитями и волокнами различной фактуры. Редекер делает фактуру поверхности основным средством выразительности (наряду с традиционным сюжетом и техникой исполнения), чем, впрочем, никаких "Америк" не открывает. От теплых по тону полотен, проработанных нитями и комочками шерсти, тем не менее веет холодком.

Тамоко Такахаши - тридцатичетырехлетняя уроженка Токио - учится, живет, работает и выставляется в Лондоне уже 10 лет. Она известна своим мастерством превращать любое пространство в хаос с помощью инсталляции, всегда доминировавшей на Призе Тернера. Именно этот жанр современного художественного творчества ежегодно вызывает наибольший ажиотаж. Так, в прошлом году шквал негодования публики и прессы вызвала "Моя постель" Трейси Эмин: двуспальное ложе, покрытое грязными измятыми простынями, неубранное, с набросанным вокруг нечистым (мягко выражаясь) нижним бельем, использованными презервативами, пустой бутылкой из-под водки и таблетками. Все это было старательно собрано и перенесено в зал Тейт-галереи и символизировало ту стадию жизни откровенной Трейси, когда она шла, по ее собственному признанию, под откос.

Тамоко Такахаши, хотя и вносит в свои работы принадлежащие ей предметы, но меру знает. Ее инсталляция "Учусь водить" создана после экзамена по вождению, который Такахаши провалила. Еще не вполне придя в себя после такой неудачи, старательная Тамоко собрала невероятное количество предметов со свалок и разместила все их в зале. Взгромоздив стулья и шкафы один на другой, она подвесила полки под углом к потолку, к ним примостила желтые лианы-балки и полосатые автодорожные заграждения, развешанные там и тут детали автомобилей, а дорожные знаки, предупреждающие об опасности, завершили композицию. Остался лишь небольшой проход, продвигаясь по которому можно получить все представление о том, каково чайнику-автолюбителю на коварных британских дорогах. Пространство мастерски организовано, в нем у зрителей появляется чувство опасности как реакция на привычные знаковые формулы, так и на реально висящие над головой объекты, угрожающие свалиться. Правда, трудно отделаться от мысли, сколько же труда ей стоило собрать, уложить, поставить и подвесить эти горы предметов. Никто уже так не напрягается в наше время.

Взять хотя бы последнего счастливчика, у которого появился шанс (и довольно большой) получить приз в двадцать тысяч фунтов, самого молодого из всех претендентов тридцатидвухлетнего немца Вольфганга Тиллманса: он работает с фотографией. Гораздо легче, да и солидней, чем ворочать тяжести. Фотография - очень привлекательная творческая деятельность, давно завоевавшая признание и уважение даже консерваторов: не столь классическая, как живопись, зато такая же разнообразная по видам и жанрам, технике исполнения и тематике, в чем можно убедиться, не выходя из зала с работами Тиллманса. Черно-белые и цветные снимки, небольшие и огромные (400х280), про войну ("Солдаты - девяностые" 1999) и про солнце и луну ("Полное солнечное затмение" 2000), - эти работы не оставят никого равнодушным. Во-первых, они выужены из того, чем мы все (или они, англичане) живем. Во-вторых, охватывают все области фотографии - от снимков друзей из альбома до профессиональных журнальных фото. Хороший пример - самолет "Конкорд": он заснят снизу, идущим на посадку; это фото выглядит особенно актуально после катастрофы 2000 года. Серия была сделана в 1997 году, когда это достижение техники проносилось над городом с невероятным шумом несколько раз в день, заглушая все звуки вокруг. Все складывается из осколков: мелькает что-то неизбежное, как подмышка соседа в переполненном вагоне метро, или соблазнительное, как взятый крупным планом пах, прикрытый короткими шортиками ("Употребление 2000"). Велика сила фотографии, но принесет ли она победу Тиллмансу в этом году, как родственное "кино" принесло МакКвину в прошлом, или предпочтение отдадут возрожденной живописи?

Двухтысячный год для британской художественной жизни выдался напряженным, как никогда. Самым грандиозным событием было, конечно же, открытие Современной Тейт, нового по своей структуре музея, вместившего все, что происходило в художественном мире за последние сто лет. Теперь в музее современное искусство приобрело официальный лоск. Теперь уже не нужно кричать, чтобы быть услышанным, и устраивать вызывающие акции. Для зрителя нужно просто создать пространство, куда он сможет прийти и не опасаться, что его оттолкнут. Может быть, мы, художник и зритель, опять возвращаемся на стадию взаимного общения? А почему бы и нет: в том мире, где на приз за достижения в современном британском искусстве претендуют три небританца из четырех номинантов, возможным кажется все.

Лондон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
888
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
473
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2834
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2235

Другие новости