0
792
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2000 00:00:00

Новые богатые

Тэги: Шоу, театр, миллионерша


ПОСТАВИТЬ комедию Бернарда Шоу - оригинальная и странная идея продюсера Эльшана Мамедова и режиссера Владимира Мирзоева. Многословный, социально заостренный текст британского парадоксалиста вряд ли мог прийтись впору быстрой и аполитичной эстетике эпохи Муз-ТВ и клипмейкерства, к которой так чувствителен Мирзоев.

Остроумный социолог, Мирзоев один из немногих в отечественном театре, кто умеет заклинать духов масскультуры, кому интересен секретный континент тусовки, молодежной субкультуры, разговаривающей языком клипа и танцующей хаус в модных клубах. За пять последних лет он единственный в государственном театре, кто воспитал устойчивый к себе интерес этой "другой" публики. Мягкий, интеллигентный и умный, он привлек к себе актеров нового поколения, создав яркую команду (Виктория Толстоганова, Елена Морозова, Александр Усов, Виталий Хаев, Владимир Скворцов, Ольга Лапшина, Вадим Колганов) со всеми признаками настоящей труппы. Не говоря уже о мэтре Максиме Суханове, который создал в этой труппе свою уникальную маску хитроумного идиота.

Мирзоеву вообще интересно работать с актерскими масками. Поющая клоунесса Ольга Лапшина путешествует со своей эксцентрической маской через все мирзоевские спектакли последних лет. Александр Усов, недавний Эгьючик в "Двенадцатой ночи" - танцующая птица, во всяком случае - не вполне человек, что доказывают диковинные конфигурации его акробатического тела. Наконец, Елена Морозова, впервые сыгравшая у него Катарину в "Укрощении строптивой". Хорошо налаженный, устойчивый механизм по производству экзотики, она стала для Мирзоева женским аналогом маски Суханова. Дать новую пищу своим маскам, поразмышлять с ними о деньгах - этом вечном источнике вдохновения и, наконец, сочинить мифологию богатства как нового культурного феномена - такова мотивация Мирзоева.

Свободная игра безумия и расчета, идиотизма и хитрости превращает его Миллионершу (Елену Морозову) в настоящую героиню конца века, сумасбродную жительницу Берлина или Москвы, предпочитающую самые невероятные фантазии унылой роскоши нуворишей.

Ситуация нового богатства как культурного феномена и стала предметом режиссерского интереса к старой и занудной пьесе Шоу. Продюсер, возможно, не ожидал подвоха. Обновить старый шлягер, столь популярный когда-то в исполнении Марецкой и Плятта, а позже - Борисовой, сделать римейки советских песен в духе эстетики "Старые песни о главном" - возможно, казалось ему вполне достаточным и даже... прибыльным. Но Мирзоев с актерами, сочинив десятка три фенечек и приколов, пропев "Широка страна моя родная" в духе Любови Орловой, двинулись дальше сочинять новую мифологию для старой пьесы. И вот уже старинный телефон напоминает о себе знакомыми позывными "мобильника", врач-египтянин является в образе бродячего дервиша (Александр Усов), экстравагантная миллионерша занимается японской борьбой, поверенный Сэгемор (Вадим Колганов) танцует рэп собственного сочинения, в конце концов эмансипированная Эпифания превращается в порабощенную иранскую женщину, являясь перед смешным непрестанно танцующим "дервишем" в черном, наглухо завязанном платке. Это - последняя экстраваганца женщины, кумиром которой был ее отец, ездивший третьим классом при наличии 100 миллионов. В конце концов - отчего бы не покориться шариату, если деньги (символические деньги в банке) без всякого напряжения гарантируют тебе чувство беспредельной свободы.

Деньги - это только сила, уверенность, свобода - проповедует новая Эпифания. Вместе с художником Павлом Каплевичем и его эстетской черно-красной гаммой, в стерильном, асексуальном мире с быстрыми, "эмтивишными" репризами и "хитами", Мирзоев создал поразительно декадентскую вещь: ни один многословный пассаж Шоу не обошелся без столь же многословного и кокетливого театрального комментария. Вместе с актерами он предался неудержимому графоманскому разгулу, потеряв всякий контроль над происходящим. Ко всему привыкшая публика наверное не удивилась бы, обнаружив Эпифанию где-нибудь на Марсе. Три с половиной часа нестерпимой свободы, обеспеченной хорошими деньгами, были окончены бравурным степом (исполненным блестяще). Так невинная идея сочинить веселый прибыльный римейк старой комедии, разрослась в графоманское повествование о метаморфозах богатства. Мораль: частнособственническая свобода антрепризы, обеспеченная большими деньгами, опасна не меньше, чем государственная бедность, диктующая многие ограничения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2258
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5042
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2774
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3197

Другие новости