0
916
Газета Культура Интернет-версия

19.12.2000 00:00:00

Всюду жизнь

Тэги: театр, сцена


театр, сцена Старенький Арбенин (Сергей Шакуров) никак не может понять молоденькую Нину (Ирина Гринева).
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

Вот уже четвертый капустник подряд под видом премьеры: "Чапаев и пустота", "Миллионерша", "Кухня". С пятницы по воскресенье в Театре им. Станиславского играли премьеру "Маскарада"┘ Впрочем, капустники устраиваются для своих, продолжаются не по три часа, и билеты не продаются по 200 рублей. Кроме того, капустник - это нечто живое и непринужденное, а здесь показывают примерно одно и то же. Ничем не обоснованные попытки приспособить героев и гениев прошлого к собственной пустоте. Строевое, не смешное ерничество. В случае с Лермонтовым - особенно обидно.

В принципе искушенному искусствоведческому мозгу даже понятно, что режиссер Виктор Шамиров имел сообщить. Что мир - бордель, светские дамы и господа - шлюхи и сутенеры, что жизнь их проходит в бане, не то в турецкой, не то в сауне (см. декорации Павла Каплевича), что Россия - недоделанная Европа на полпути в Азию (см. костюмы Павла Каплевича - гибрид восточных халатов с русской сермягой), что Арбенин - никакой не романтический герой, а мужчина климактерического возраста, что если и есть светлое пятно в этом царстве, то одна лишь Нина, да и та вынуждена приспосабливаться.

Ничего ни в чем этом нет оригинального, свежего или своего. Вот разве что на балу, когда Нину просят спеть, она поет матерные куплеты. В программке написано, что Пушкина. Раз Пушкин ругался матом (за бутылкой вина), то и нам можно (со сцены). Добавлю по секрету, что Пушкин и Лермонтов не только ругались, но еще и испражнялись время от времени. Но если кто от имени Лермонтова нагадит на обеденный стол, то назовут его не поэтом. И не режиссером.

Есть такая дисциплина - сопротивление материала. Не знаю уж, как в естественных науках, но в театре чем сильнее материал, тем сильнее его сопротивление. Так вот, даже в том, что касается вышеописанного конфуза: в "Маскараде" Лермонтова гость произносит: "Во всякой песне модной всегда слова такие есть, которых женщина не может произнесть". Этим гость объясняет то, что Нина не допела безвиннейший на современный взгляд романс. Возможно, в нем и вправду содержались грубые ( для прошлого века) слова. Но Нина-то их не допела! А те, что исполнила, имеют прямое отношение к ее самочувствию, то есть - к смыслу. В спектакле романс заменен на непристойный куплет, все слова Нина допевает, а смысла в них нет.

У Лермонтова рассказана история гипертрофированного чувства собственного достоинства: представления о чести, которая важнее жизни.

Если баронесса Штраль - нелепая голозадая подстилка (см. костюмы Каплевича), Казарин - состарившийся мальчик из кулинарного техникума, Звездич - пустой и наглый дембель, а Арбенин (Сергей Шакуров!!!) - ничтожный, дряблый себялюбец, который никак не может простить Нине карточную игру, принесенную ей в жертву, то вся пьеса Лермонтова - "пустая комедия". К чему ж ее ставить? Зачем уродовать актрис - ту же Ирину Гриневу (Нина), заголив подол и перетянув ноги тесемками, как жгутами в процедурном кабинете? Зачем использовать одни и те же фрагменты декораций (колоннада слева направо или справа налево) для двух спектаклей подряд: "Горе от ума" у Меньшикова и "Маскарад"? И уж тем более "цитировать" без цели и смысла знаменитую кружевную лестницу из "Месяца в деревне" Эфроса? Зачем заставлять Сергея Шакурова воспроизводить уже сыгранных им Сирано и Альцеста?

Невозможно отрицать право режиссера экспериментировать с классикой. Вспомним спектакли Някрошюса, Туминаса┘ Но новое прочтение должно сообщать произведению дополнительный смысл, а не лишать всякого.

Создатели подобных спектаклей рубят сук, на котором сидят. Их бессмысленные, малокультурные издевки над тем, чего они, видимо, просто не способны понять и почувствовать, приведут театр к тому состоянию, которое мы уже имеем в кино, литературе и изобразительном искусстве. Публика, которую считают дурой, ответит взаимностью. И ходить перестанет не только к конкретным виновникам, но в театр вообще. Потом будут плакать, что их не то прокат подкосил, не то Америка заела.

P.S. Редакции стало известно, что после первого представления романс из спектакля изъяли, а костюмы - поменяли. Но ведь суть - не в деталях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1153
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
897
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1076
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
710

Другие новости