0
1059
Газета Культура Интернет-версия

22.12.2000 00:00:00

Диалог с пространством


-ВАС всегда ценили не только как балерину, но и как актрису. Неужели до сих пор не приглашали попробовать свои силы в драматическом театре?

- Я всегда увлекалась театром, а когда по окончании вагановского училища переехала из Ленинграда в Москву, театральные впечатления хлынули на меня, как из рога изобилия - МХАТ, Таганка, "Современник", "Ленком". Со многими режиссерами и актерами я дружила, пересмотрела в 70-80-е годы почти весь московский репертуар, не пропускала ни одной премьеры. Тогда я впервые и увидела Альберта Филозова во "Взрослой дочери молодого человека". Конечно, я не думала, что когда-либо с ним познакомлюсь или выступлю его партнершей. Меня приглашали попробовать подготовить роль в драматическом спектакле, я даже начинала репетировать, но не решалась вынести эти опыты на публику.

- Чем же вас убедил Райхельгауз?

- Своим талантом и уровнем, на котором он предложил работать. Он сумел меня заинтересовать, и я ему поверила. Я верю в различные совпадения, люблю ощущать, что все происходит не случайно. Райхельгауз поддержал во мне и это ощущение. Я всю жизнь стремилась в балете к естественности, которая не разрушала бы условностей нашего искусства. Я старалась сделать каждое движение своим. Импровизировала в акцентировке, нюансах, играла ими в танце. Сейчас у меня такое ощущение, что я всю жизнь провела в огромном театральном доме со множеством помещений. И вот Райхельгауз открыл мне дверь в одну из комнат, куда я до сих пор не входила.

- Как режиссер работает с артистами?

- Как Маяковский в любовной лирике: "Хотите - буду безукоризненно нежный, не мужчина, а - облако в штанах". Меня покоряет его редкое по нынешним временам уважение к коллегам. Он трепетно, почти по-отцовски относится к своим ученикам. И артисты ему отвечают тем же. Райхельгауз в любой момент готов с энтузиазмом обсуждать самые серьезные философские темы, хотя у него полно весьма прозаических хлопот. Умеет вести дело так, чтобы никого не ранить, старается устроить, чтобы всем было хорошо. Райхельгауз устанавливает в театре атмосферу... я бы сказала - операционной. На репетициях я себя чувствую будто в руках опытного врача, который устраивает мне то клиническую смерть, то реанимацию. Реанимировать приходится мое привычное балетное состояние.

- Как вы себя чувствуете в маленьком зале "Школы современной пьесы" после огромных сцен балетных театров?

- Мне понравилось, как здесь решена "Чайка", в которой я играю Полину Андреевну: пространство, где нет рампы, актеры и публика не разделены, каждый зритель чувствует себя участником происходящего. Кроме того, я очень люблю Чехова и рада, что мое понимание роли не шло вразрез с постановкой Райхельгауза. Что я вписалась в ансамбль и роль за мной закрепили. Значит, я правильно восприняла уроки своих наставников - Григоровича, который для меня выдающийся режиссер, и Улановой, великой актрисы, ученицы не только Агриппины Вагановой, но и Елизаветы Тиме и Юрия Завадского. В "Школе современной пьесы" я встретилась со знаменитыми мастерами - Михаилом Глузским, Львом Дуровым, Владимиром Качаном, Василием Бочкаревым, Людмилой Поляковой, которые приняли меня с невероятным вниманием и тактом. Ира Алферова, Саша Гордон, Володя Стеклов, Ольга Гуселетова - мне хочется назвать каждого. Я всегда любила учиться. А когда стоишь на сцене рядом с Михаилом Глузским и кожей чувствуешь, как он проживает каждый момент, это и есть лучший урок актерского мастерства. Работать с такими выдающимися актерами мне помогает чувство ансамбля, воспитанное в балете. Конечно, балетные соло и массовые сцены тоже производят большое впечатление. Но самое возвышенное - это дуэт: партнеры настолько владеют своим мастерством, что могут откликаться на малейшие побуждения друг друга. Но в балете артист ведет диалог со сценическим пространством, заполняет его движением. А в драме нужно, стоя подчас на одном месте и глядя партнеру в глаза, создать впечатление пространства душевных состояний. Донести до зрителя эмоции и смысл с помощью одного жеста, поворота головы, точно выбранной интонации - выразительных средств, которые в балете применяются совершенно иначе.

- Вы боялись не справиться?

- Мне было страшно, не изменится ли мой облик, артистическое амплуа, когда я начну говорить. Оказалось, сложнее другое: голос, сценическая речь отнимают много физических сил. В балете движение возникает и исчезает, а душевное состояние актера длится, обогащается. В драме же с каждым словом уходит часть души. Поэтому после репетиций я испытываю огромную физическую усталость.

- А обычно думают, что все наоборот, что балет изнуряет.

- Мне всегда было легко танцевать, на балетной сцене я - как рыба в воде. Мои учителя говорили: "Если правильно работаешь, ничего не будет болеть", - и я в этом убедилась. Конечно, я уставала, но это приятная усталость. То, что зрители получают удовольствие, наполняло меня энергией. Танец ведь не рождается из горя, хотя он и способен его передать. Танец возникает от избытка сил, радости, воодушевления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1414
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3674
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2071
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2345

Другие новости