0
996
Газета Культура Интернет-версия

20.01.2001 00:00:00

За что Самсон любил Далилу

Тэги: Жаботинский, роман, сионизм


Владимир Жаботинский. Самсон назорей: роман. - М.: Текст, 2000, 349 с.

ЭТОТ роман впервые вышел в Берлине в 1927 году - и больше на русском языке не издавался.

И понятно почему.

Жаботинский - эмигрант, один из лидеров сионистского движения. Под этим углом зрения можно читать и его "Самсона назорея", хотя в нем (и в романе, и в герое) больше от самого Жаботинского: поэта, переводчика и драматурга.

Жаботинский учился сначала в Одессе, где вместе с Чуковским был исключен из Ришельевской гимназии за участие в рукописном сатирическом журнале, а потом изучал право в Берне и Риме. Писал стихи и переводил: его "Ворон" Эдгара По считался образцовым, не говоря уже о переводах с иврита.

Словом, был "заметной фигурой в литературных кругах".

Пожалуй, впервые за пределы гуманитарной сферы его деятельность вышла во время Первой мировой войны. Тогда он занялся формированием еврейского легиона в составе британских войск - после чего участвовал в боевых действиях против Турции.

Кстати, Марсов дух весьма ощутим и в "Самсоне назорее". Это - одна из идеологических его составляющих. Вообще роман предоставляет обширное поле для идеологических спекуляций и построений на тему взаимоотношений наций и народов, их исторической миссии, богоизбранности еврейского народа (Жаботинский, например в цивилизованных филистимлянах видит потомков троянцев, в связи с чем борьба с ними и в то же время необыкновенная любовь к ним "варвара" Самсона обретает особый смысл). А плюс к тому дает возможность порассуждать на темы ненависти и любви, верности и предательства, долга и желания.

Все это замечательно, интересно и важно хотя бы потому, что на этом идейном каркасе и формируется плоть романа. Однако любопытнее, на мой взгляд, другое.

"Повесть эта сложилась на полной свободе и от рамок библейского предания, и от данных или догадок археологии", - предуведомляет читателя Жаботинский и, понятное дело, скромничает, точнее - защищает художественную свободу. Свободу тем не менее жестко ограниченную как историческим знанием, так и внимательным изучением Библии. Жаботинский не впадает в профанное мифотворчество, отличающее многих современных авторов. Его фантазия не оправдывает невежества, но лишь отваживается предполагать недоказуемое. Это свобода раскованности, результат которой - литературные характеры. И коварная Далила, чья давняя и страстная любовь к Самсону прорывается в ненависть и месть, не менее живописна, нежели сам воин и шут, судья, аскет и распутник Самсон, идущий к разгадке своего предназначения и происхождения. Ну, и виртуозно выстроенный сюжет, конечно, неожиданно и эффектно рассказанная библейская история. Свободная в изложении фактов во имя духа библейской архаики.

В понимании Жаботинского, разумеется.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1701
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4211
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2320
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2618

Другие новости