0
707
Газета Культура Интернет-версия

27.01.2001 00:00:00

Телегерои и их народ

Тэги: Гутов, галерея, выставка


Гутов, галерея, выставка

В галерее Гельмана открыта выставка московского художника Дмитрия Гутова "Мама, папа, я и телевизор". На центральной, "ударной" стене против входа находится большая фотография, изображающая двух пожилых сельских жителей, находящихся в большом душевном волнении: по этой причине они вооружились вилами и косой, готовясь, видимо, отразить нападение. По всем же остальным стенам, от пола до потолка и почти вплотную друг к другу, размещаются крупноформатные портреты тех, кого мы часто видим по телевизору, - Диброва, Немцова, Рогозина и других. Это и есть другая сторона конфликта - правда, ничего о нем не подозревающая.

Телевизионные герои находятся всецело в своем настроении, словно в забытьи: кому-то посылая улыбки, о чем-то хмурясь, перед кем-то надменно выпячивая губу. Перед зрителем разворачивается хорошо узнаваемая давнишняя оппозиция "слуг народа" и собственно народа, этими своими "слугами" чрезвычайно недовольного. Конфликтность усугублена тем, что среди телезвезд много тех, с чьими именами обычно связывается инициатива радикальных социальных перемен в обществе, рулевых, которым и грозят в негодовании пассажиры хвостового вагона.

Разоблачение персонажей, находящихся у руля власти и отвечающих за состояние умов сограждан (за поврежденное состояние), - цель выставки. Художник Дмитрий Гутов говорит: "Что такое слова? Любой человек может выучить любой текст, тем более, если перед ним идет бегущая строка - он только читает. Прислушиваться к этому, улавливать в этом какой-то смысл мне представляется пустым занятием. Конечно, я слушаю новости, но слушаю их по-своему. Ведущий ведь не может поменять ландшафт своего лица - он такой, какой он есть, все его внутренние качества, пороки, образ жизни, спортивный или нет, весь его внутренний мир на нем отражается.

В этом отношении я поклонник классического искусства, которое в течение тысячелетий старалось показать связь между внутренним миром человека и тем, как он проявляется в пластике лица. Эта пластика меня захватывает и сегодня. Мне важен тембр голоса ведущих, интонации, но никак не то, что они говорят. Я не мыслю в категориях правда-неправда, не занимаюсь выяснением, соответствуют ли слова какой-то реальности. Тембр голоса говорит о том, что данный человек озабочен вообще другими вещами, и текст, который он воспроизводит, для него как рубашка, которую он может скинуть и надеть другую.

Что такое человек, который непрерывно маячит на телеэкране? Это персонаж, прошедший грандиозное сито отбора, - раньше столько времени надо было, чтобы сделаться членом политбюро, и поэтому туда попадали люди с очень определенными лицами".

Любопытна позиция самого автора по отношению к двум противоборствующим сторонам: с одной стороны, как приверженец идеи демократических свобод, он не может и не хочет полагать себя вне "народных интересов" и даже всячески акцентирует свою кровную связь с ними: "Это - мир моих эмоций, моих переживаний, моих чувств. В данном проекте я просто объяснил своим родителям, людям необыкновенно и разносторонне талантливым, в самых разных областях, что мне нужно. Я отснял тысячи кадров, прежде чем получил то, что хотел. Долго подбирался антураж, менялась одежда, долго ждали осень - чтобы березы пожелтели, ждали также нужного освещения", - говорит художник.

Сам Дмитрий Гутов, несмотря на заявленную солидарность с народом, вполне мог бы представлять кого-то из своих массмедийных героев - у него тоже хорошая стрижка и красивый галстук, который он не поменял на ватник даже для вернисажа своей персональной выставки, подразумевая тем самым такую же свободу и в отношении своих зрителей и в целом сограждан. В самом деле есть что-то удручающе убогое в нашей привычной черно-белой "нарезке" окружающей действительности: если честная, то обязательно бедность (читай так же - трудовая, талантливая, недооцененная, патриотическая...), если лживая, то обязательно власть, во всем многообразии партий или массмедийных персон. Как будто не существует в конце концов гадких, сумасшедших и опасных пенсионеров - да нет же, именно что существуют, убеждаешься здесь (при всем уважении к талантливой игре родителей художника). Поэтому одно из самых приятных впечатлений от выставки - вернисажная толпа, распивающая вино и мирно болтающая в пространстве галереи, куда, к счастью, не могут сойти ни власть предержащие персонажи со стен, ни их воинственная оппозиция.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1800
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4378
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2397
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2733

Другие новости