0
1169
Газета Культура Интернет-версия

28.02.2001 00:00:00

Возвращение на Родину

Тэги: Леонид Пастернак, живопись


"ОЧАРОВАННОСТЬ действительностью и природой", по словам Бориса Пастернака, пронизывала творчество его отца на протяжении всей жизни. Нельзя сказать, чтобы имя Леонида Пастернака, талантливого живописца и великолепного графика, было совсем забыто в нашей стране. Произведения художника можно увидеть сейчас в постоянной экспозиции в Третьяковской галерее и Музее личных коллекций, а его искусство давно уже стало предметом серьезного изучения для специалистов. Но все же первая и единственная выставка Пастернака на родине состоялась более двадцати лет назад. К тому же из-за отъезда художника в Германию в 1921 году его работы, выполненные за границей, оставались практически не знакомы широкой публике. Вот почему выставка "Леонид Пастернак в России и Германии", открывшаяся недавно в залах Государственной Третьяковской галереи (Лаврушинский пер., 12) не связана, как это у нас обычно принято, с какой-то юбилейной датой. Просто наконец-то появилась возможность познакомить зрителей с творческим наследием мастера во всем его многообразии и полноте. Особый интерес в этом отношении представляют работы, привезенные из музеев и частных собраний Германии и Англии.

Леонид Осипович Пастернак стал художником вопреки воле своих родителей, мечтавших, чтобы их сын был доктором, а не "красильщиком". Для спокойствия родителей Пастернак даже поступает на медицинский факультет Московского университета, надеясь параллельно посещать занятия в художественном училище. Но подробности анатомического театра в конце концов внушили будущему художнику такое отвращение к медицине, что ему пришлось перевестись на юридический факультет. Попытка поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества оканчивается неудачей, и тогда Пастернак решает отправиться в Мюнхен, в знаменитую в то время Королевскую академию художеств. Занятия в Академии и в не меньшей степени посещения Пинакотеки, настоящей сокровищницы шедевров старых мастеров, оказали огромное влияние на формирование творческой индивидуальности юного Пастернака. Вернувшись в Москву, Пастернак становится членом так называемого "поленовского" кружка, куда входили молодые художники - Серов, Левитан, Коровин, Нестеров и многие другие. Они устраивали рисовальные вечера, причем нередко сами позировали друг другу. На выставке можно увидеть весьма колоритный портрет Левитана в арабском тюрбане, исполненный как раз во время одного из таких вечеров.

В этот же период Леонид Пастернак принимает участие во всех передвижных выставках. Правда, с передвижниками у Пастернака было скорее больше разногласий, чем общего. К слову сказать, его так и не приняли в члены Товарищества. Старое поколение передвижников упрекало художника в отсутствии критического взгляда на окружающую его действительность. Пастернака же гораздо больше увлекали формальные поиски в области живописи и рисунка, нежели сюжет, тем более связанный с какими-то социальными проблемами общества. Вскоре художник начнет заниматься педагогической деятельностью, и, по иронии судьбы, его пригласят преподавать в то самое Училище живописи, в которое не хотели принимать пятнадцать лет назад.

Трудно охарактеризовать творчество Леонида Пастернака в нескольких словах, но все-таки в первую очередь он был портретистом. Героями его портретов обычно становились люди творческие - известные ученые, писатели, музыканты, философы. Достаточно назвать только Горького, Шаляпина, Эйнштейна, Ключевского, Рильке, Рахманинова... Особенно теплые дружеские отношения, несмотря на большую разницу в возрасте, связывали Пастернака с Львом Николаевичем Толстым. Художник неоднократно бывал в Ясной Поляне и рисовал Толстого за работой, в кругу семьи. Из представленного на выставке наиболее интересна небольшая картина "Л.Н. Толстой, читающий газету у лампы". Здесь Пастернак ставит перед собой довольно трудную живописную задачу, увлекавшую его с давних пор, - передать особую эмоциональную атмосферу, которую создает свет горящей лампы или свечи в вечернем интерьере. Видимо, не случайно мотив горящей свечи появится потом в поэзии Бориса Пастернака.

Кстати, Леонид Пастернак был одним из первых иллюстраторов Толстого. Настоящий успех принесли художнику иллюстрации к роману "Воскресение". Главная трудность, с которой здесь столкнулся Пастернак, заключалась в том, что сам роман еще был не закончен и постоянно менялся. Писал Толстой, как известно, долго, мучительно, то вставляя новые эпизоды, то вычеркивая целые главы. Работать же требовалось быстро - в каждом номере журнала "Нива" читающей публике было обещано продолжение романа с иллюстрациями Пастернака. Однажды художник, как обычно, показывал Льву Николаевичу одну из своих новых иллюстраций к последней главе, Толстой с волнением разглядывал рисунок. И вдруг вспомнил, что недавно отправил в редакцию просьбу не печатать эту главу. Но иллюстрация Пастернака ему так понравилась, что он решил дописать небольшой отрывок, в котором бы упоминался изображенный художником эпизод.

Возвращаясь к портретному творчеству Пастернака, нельзя не отметить, что особенно ему удавались изображения детей. В простых карандашных набросках и законченных живописных картинах Пастернак всегда умел уловить настроение ребенка во всей его трогательной непосредственности и постоянной изменчивости.

Отъезд в Германию знаменует собой новый этап в жизни и творчестве Леонида Пастернака. Многое приходится начинать сначала. Причиной отъезда отчасти стало слабое здоровье жены, но и реалии тогдашней советской жизни - закрытие Училища, торжество левых направлений в искусстве, которых Пастернак никогда не понимал и не принимал, - не способствовали творческому подъему. В Германии жизнь художника складывалась достаточно благополучно, насколько это было возможно в условиях экономического кризиса. Пастернак продолжал работать в жанре портрета, прошла его первая в жизни персональная выставка, вышла посвященная ему серьезная монография. Но в середине тридцатых с приходом к власти нацистов оставаться в Германии становится невозможно. Возникли мысли вернуться в Москву, тем более что сыновья Пастернака - Борис и Александр - по-прежнему жили в их старой квартире на Волхонке, звали старые друзья, а власти обещали устроить большую выставку к его 75-летию. Картины Пастернака были уже упакованы и перевезены в наше посольство в Берлине для отправки в Москву. Но советские чиновники не торопились с ответом, а угроза насильственного выселения из Германии становилась все более реальной. И в 1938 году Пастернак, не дождавшись решения советских властей, переехал в Англию и поселился в Оксфорде, где и прошли его последние годы. Впоследствии стараниями родных в его квартире был устроен музей.

Выставка в Третьяковской галерее в полной мере позволяет нам испытать то, что испытывал перед работами отца Борис Пастернак, - "удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с какой он работал (шутя и играючи, как Моцарт), перед многочисленностью и значительностью сделанного им"...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2103
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4811
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2635
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3033

Другие новости