0
860
Газета Культура Интернет-версия

01.03.2001 00:00:00

На пути к идеалу

Тэги: музыка, Горенштейн


- МАРК БОРИСОВИЧ, во всех беседах, интервью вы всегда утверждали, что, несмотря на успешную деятельность за рубежом, хотели и стремились работать в России. Почему?

- Во мне жила мечта создать оркестр, который соответствовал бы моим музыкальным идеалам.

- А почему этого нельзя было сделать в другой стране?

- Там я гость, здесь - моя Родина, все - и хорошее, и плохое - мое. Назовите мне хоть одного нашего уехавшего соотечественника, который создал бы за рубежом свой оркестр? Я таких случаев не знаю.

- Имеет значение менталитет, культурные корни, общность взглядов?

- Скорее всего, именно так... Кстати, сегодня и у нас было бы значительно труднее создать новый коллектив, чем в 1993 году, когда я решился на это. Мне просто повезло: переломный момент в истории страны, многое начиналось заново. Уже был бюджет (у того оркестра, на базе которого я создавал новый). Мне никто не мешал, не приказывал, не указывал, что играть и как дирижировать. И была, конечно, некая эйфория; надежды на иное, лучшее будущее. Надежды, к сожалению, пока не совсем оправдываются. На Западе очень давно действуют четкие законодательства. Законам подчинена и культурная жизнь. К примеру, в городе есть симфонический оркестр, и муниципалитет обеспечивает его финансами. У нас же законы часто не работают, а иных, например, закона о меценатстве, до сих пор нет. Отсюда - постоянная тревога за завтрашний день: нет стабильности. Но придет, конечно, и "наше" время. Без уверенности в этом просто невозможно было бы работать.

- Вы считаете, что осуществили свою мечту, сделали главное дело своей жизни?

- Да, считаю. И самое важное, чего я хочу добиться, чего я жажду... Когда я из этого оркестра уйду - дирижер ведь не может работать бесконечно, когда-нибудь придет время уступить свое место молодым, - так вот, когда я уйду, я не хочу, чтобы с моим оркестром случилось то, что случилось с Госоркестром. Я страстно хочу, чтобы мой оркестр не развалился, чтобы он существовал в том качестве, в котором я его создал, еще много лет. Я хочу оставить его в полном порядке, чтобы новый главный дирижер не начинал все с самого начала. Это и моя обязанность. Это как памятник самому себе. Вот, кстати, почему я так серьезно отношусь к записям: они фиксируют качество исполнения навсегда. Это остается как художественный результат и память о том, что и как было.

- Вы всегда мечтали как можно чаще ездить с концертами по России - по большим и маленьким городам: Рязань, Тверь, Тамбов, Смоленск, Воскресенск... Во имя чего?

- После перестройки, вслед за разрушением огромной страны, разрушилось, естественно, и культурное пространство, которое было когда-то единым. Иначе как трагедией это не назовешь. Теперь каждый город живет своей замкнутой музыкальной жизнью. Гастролируют по России только солисты, оркестры - нет. Из-за отсутствия денег, конечно. Но мы живем в огромной стране и работаем для нее, а не только для столицы.

- В 2000 году вы значительно расширили гастрольную географию. Вы удовлетворены этими поездками?

- Да, безусловно! Я очень хотел и ждал этих гастролей. Они необходимы... И, знаете, если бы я имел хоть какую-то возможность, я сделал бы то, что делают постоянно в некоторых странах: раз в год или один раз в 2-3 года там устраиваются фестивали всех симфонических оркестров страны. Это не конкурс, где выставляются оценки. Это фестиваль, в котором каждый оркестр стремится показать себя с лучшей стороны и, как бы соревнуясь с другими коллективами, получает стимул для творческого роста. Когда-то и у нас провинциальные оркестры достаточно часто ездили в Москву, Ленинград и стремились как можно лучше выступить там. А московские и ленинградские коллективы ездили в другие города - и этот так называемый обмен творческим потенциалом был очень полезен и для дирижеров, и для оркестров, поездка в Москву для провинциального оркестра была не менее престижной, чем зарубежные гастроли. Я бы ратовал за возрождение этой традиции. Что касается наших поездок, то я стремился к тому, чтобы "Молодая Россия" почувствовала музыкальную атмосферу в разных городах России.

- Каковы же ваши впечатления от концертных поездок по новым для вас городам России. Это ведь не просто и не только города, но огромные регионы: Екатеринбург, Казань, Саратов, Волгоград, Питер - северная столица России?.. Я сама наблюдала заслуженный успех, сопровождавший ваши выступления.

- Самое большое впечатление - сама публика. Переполненные залы. И какая-то особенная тишина - значит, хорошо слушали. И бесконечные овации, и замечательные глаза людей, которые благодарили после концертов, и трогательные слова признательности, - это и есть самое большое и незабываемое впечатление. Вот ради этого и нужно ездить по городам России. Ибо реакция, повторю, была удивительная.

- Вы за феноменально короткий срок - 7 лет! - создали "инструмент", на котором сегодня можете играть музыку, звучащую и живущую в вашей душе. И играть так, как вы эту музыку слышите. Но сейчас у меня складывается такое впечатление, что вы творчески переросли свой оркестр и вам хочется попробовать себя в каком-то другом коллективе, это так?

- Я много раз бывал приглашенным дирижером и могу сравнивать. Должен сказать, что мой оркестр - это лучшее, что было и есть в моей жизни. Я не хочу работать со средним оркестром, мне это неинтересно. А выдающихся коллективов мало. Да, мне хотелось бы быть приглашенным в такой оркестр - это было бы интересно... Что же касается вашего предположения по поводу того, что я перерос свой оркестр, - это не совсем так: руководитель, как музыкант, всегда должен быть выше оркестра. Если оркестр хоть чуть-чуть выше дирижера - этот дирижер там не нужен. Я должен растить оркестр - но вместе с ним расту и сам. Чем больше умеют они, тем больше умею я. Однако есть оркестры, с которыми мне бы хотелось поработать.

- Называть не будем?

- Не будем.

- Работая за рубежом, вы имели большую практику приглашенного дирижера. Сейчас этого нет. Отчего?

- Как и полагается за рубежом, там у меня были свои импресарио. Если ты живешь на Западе, тобой занимаются обязательно. У нас в стране все немного иначе. Но и не в этом дело. Когда я начал работать со своим оркестром в России - какое-то время необходимо было отдавать долги по прошлым контрактам. Но однажды я понял, что если буду продолжать самостоятельные поездки, то здесь ничего не создам. У нас такая страна, в которой собственное дело нельзя без присмотра оставить ни на один день. В первые пять лет гастролировать самостоятельно было абсолютно невозможно. Сегодня, когда оркестр уже состоялся, я опять начал ездить как гастролирующий дирижер: в прошлом сезоне был во Франции, Италии, Германии.

- Какова художественная позиция коллектива? Ваша лично? Какова логика в построении абонементов? На протяжении только нынешнего сезона я услышала от других дирижеров всю ту музыку, которую, как мне казалось, должна была услышать от вас: и Вагнера, и Стравинского, и Равеля... Ваш излюбленный тезис: "Оркестр еще не дорос". Но в этом утверждении кроется противоречие со всеобщим теперь уже мнением о "Молодой России" как о "репертуарном" оркестре. В чем дело?

- Есть и логика, и позиция. И прежде всего это - завоевание места под солнцем. Оркестр обязан не только создать, но и утвердить свой имидж. Какое-то - может быть, длительное - время оркестр должен играть музыку, на которую ходит публика. Это первое. Второе: репертуар нужно набирать постепенно, пробуя все стили. Существует политика воспитания оркестра. Для Стравинского и Брукнера еще не пришло время. Оркестр не может сразу играть все: он должен внутренне дорасти до каждого автора. Чтобы сыграть Малера - сначала надо было освоить Бетховена. Перед Брукнером должен быть Малер. И так далее.

- Прошло 7 лет, а вы говорите о своем оркестре так, будто он - в начале пути!

- Но 7 лет - это не возраст! Поэтому - да, они могут хорошо играть и Брукнера, но я считаю, что делать это сегодня еще рано и необязательно. Ведь вопрос еще и в том, что речь идет о российском оркестре. Он сначала должен сыграть всего Чайковского, Шостаковича, Рахманинова, Скрябина, Глазунова. А потом уже браться за других авторов... Что же касается абонементов - проще нужно относиться к этому. Абонемент - серия разнообразных программ, не объединенных ни идеей, ни позицией. Программ, которые интересны и оркестру, и аудитории. Напомню, что за все эти годы мы ни разу не повторили в абонементном концерте ни одной программы.

- И все-таки вас, как художника, что-то притягивает больше, что-то меньше. У вас есть предпочтения, которые должны отражаться в абонементных концертах и отражаться последовательно. Чтобы видна была опять-таки художественная позиция дирижера.

- Да, есть музыка, которая мне интересна, и есть возможности оркестра. Мне интересен Шостакович - и мы уже сыграли 1-ю, 5-ю, 7-ю, 9-ю и 10-ю симфонии, в следующем сезоне будет 8-я. Мне интересен Рихард Штраус - и мы сыграли четыре его "Симфонические поэмы". Но я как бы придерживаю свои желания - жду. Кроме моих пристрастий и возможностей оркестра на данном этапе надо принимать во внимание интересы, вкусы публики. Поэтому для меня лично творческая позиция заключается в том, чтобы постепенно наращивать качество исполнения, технологии, безошибочного чувства стиля. И в том, чтобы играть каждый концерт на самом высоком художественном уровне.

- Позволю себе остаться при своем мнении, ибо для меня художественная позиция коллектива и дирижера - это прежде всего главная эстетическая линия, которая всегда очевидна и которая формирует облик оркестра. Почему вы так обеспокоены количеством публики в зале? Когда-то в беседе со мной маэстро Булез сказал: "Публики должно быть столько, сколько есть". Он не был обеспокоен этой проблемой.

- В Москве - жесточайшая конкуренция. Если бы я работал в Новосибирске или в Екатеринбурге, я был бы там один, потому что там только один симфонический оркестр. И проблема публики меня бы не волновала. В Москве же 18 симфонических оркестров, что вообще-то плохо, неправильно. Но это отдельная тема для беседы. Поэтому за публику надо бороться.

- Ходят слухи, что вы бываете порой жестоки на репетициях...

- Это не жестокость, а требовательность, доведенная до предела. Это совсем другое. Можно сделать одно-два замечания и идти дальше. Так я работаю в чужих оркестрах - и у нас, и за рубежом, потому что я не имею там времени на то, чтобы добиться высшего результата. А здесь я могу и должен. Для чего же было создавать свой коллектив? И пока я не добьюсь от каждого музыканта того, что мне нужно, я не отступлю. Проблема не во времени (я могу часами заниматься с одним оркестрантом) и не в моем терпении. Проблема в той высокой цели, к которой я стремлюсь. Мы каждый день работаем над звуком, балансом, интонацией. Рост оркестра не может остановиться ни на один день. Сейчас у нас период стабилизации. Ротация практически прекратилась. Но в оркестре есть слабые места: без этого не бывает. Нужно укреплять их. А может быть, кого-то и менять: больно, жестоко, обидно... Но это жизнь.

- Вашим оркестром остались в высшей степени довольны приглашенные дирижеры - Клас, Бальчюнас, Ситковецкий. Отдают коллективу должное и многие наши "звездные" солисты - Николай Петров, Виктор Третьяков, Денис Мацуев, Максим Федотов, Александр Князев. Вам приходится обсуждать с солистами концепцию произведения?

- Нет. Я считаю, что каждый солист приходит в оркестр со своей концепцией. Я не имею права вмешиваться в нее глобально. Спорить можно по деталям. Оркестр должен быть в идеальной форме - и следовать за солистом, отвечать его творческой позиции. Случается так, что сам оркестр качеством своего аккомпанемента заставляет солиста играть и даже мыслить иначе, поработать над звуком, над темпами. Средний солист, услышав оркестр, стремится дотянуться до его уровня. Обстановка, атмосфера в оркестре, качество оркестровой игры могут многое изменить в солисте.

- Это счастливая случайность - что 7 лет назад вы взяли именно тех юных музыкантов, из которых создали свой оркестр, или вы могли бы довести до высокой художественной планки любой другой оркестр?

- Со всеми оркестрами, с каждым из них, можно добиться самой высокой цели. Нужно только ежедневно помнить об этой цели и очень много работать. Потому что нет плохих оркестров, есть только плохие дирижеры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2045
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4735
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2592
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2976

Другие новости