0
2009
Газета Культура Интернет-версия

07.04.2001 00:00:00

Самое красивое лицо России

Тэги: быстрицкая, юбилей, театр, кино


быстрицкая, юбилей, театр, кино

НЕСКОЛЬКО лет тому назад "Независимая газета" проводила конкурс "Самое красивое лицо России". Долгий, многоэтапный, в котором каждый читатель имел возможность прислать фотографию любой своей родственницы, портрет любой, кого считал красавицей, когда неважно было, жила ли она в Х, ХIХ веке, или - наша современница, спортсменка, по возрасту не имевшая возможности стать комсомолкой. В финальном списке среди самых красивых лиц рядом с Натальей Гончаровой, другими знаменитостями и до тех пор неизвестных широкому кругу красавиц была и Элина Быстрицкая. Она и стала победительницей. По справедливости.

Красота - не в одной только правильности черт лица (о чем как, может быть, о самом субъективном, что только есть на свете, точно уж невозможно спорить). О игре Быстрицкой в спектакле Театра имени Ермоловой "Перекресток", где она на сцене вдвоем с народным артистом СССР Владимиром Андреевым, критик Вера Максимова написала после премьеры: "Красавица без возраста в элегантных белых одеждах, Быстрицкая играет Гелену. Такая же, как и Геля, - вечно молодая, с лицом, равного которому нет в целом мире. Играет свободно, женственно и мягко, со всепониманием талантливой женщины и глубоко спрятанной болью, с тонкой иронией и стильностью, которые всегда были сильнейшим свойством актрисы".

За полтора часа спектакля каждый из них двоих в разговоре успевает рассказать свою жизнь. В пьесе Леонида Зорина "Перекресток (Варшавская мелодия-98)" Быстрицкая играет Гелену, польку. Лицо ее стало символом русской, славянской красоты, поскольку в ее лице - вся гамма "русских" чувств, примет русской женщины. Боль, высказанная не в слове, а во взгляде: молчаливое страдание (или - сострадание), целомудренная, стыдливая, то есть внутренняя, "закрытая" эмоция (когда любят глазами и о любви узнают по взгляду, а не по решительно и стремительно сбрасываемым одеждам и очевидному томлению плоти), аристократизм, лишенный чванства, то есть какая-то изящная простота, отрицающая возможность какого бы то ни было панибратства или легкомысленного обращения. Потому естественно, что она в Малом, где все это ценится и сберегается, где к театру вопреки почти везде уже разрушенным канонам по-прежнему естественно относиться как к храму и кафедре.

Она и сегодня, когда у других многое или почти все позади (у других - но, конечно, не у нее), не позволяет чужим касаться ее личной жизни. Несколько удивленный взлет бровей - одновременно и приятие, и защита от мира. Удивление перед жизнью, открытость ей и одновременно внутренняя закрытость, - все вместе это и позволяло всегда относиться к Быстрицкой именно как к русской красавице. И рассчитывать на нее, когда было нужно заседать, выбирать и быть избранным, сидеть в президиумах и представительствовать от антисионистской общественности (в последнем, впрочем, она была востребована, скажем так, по другой линии).

Играя мало, она научилась в этом малом играть много. Все, что ей хотелось сказать, она, кажется, умудряется выговорить на том пространстве, которое ей отпущено. Да и ей ли жаловаться, ставшей кумиром, как говорится, однажды и на все времена?! Она и не жалуется, поскольку жаловаться - тоже не ее стиль (а о стильности Элины Быстрицкой сказано выше).

В недавней премьере "Горя от ума" она сыграла Хлестову. Гранд-даму, а не развалину, которую если и боятся, то по привычке, как принято было ее играть. Царицей московской. Самоирония, открытость не только высоким жанрам, но и "низкой" комедии (хотя "Горе от ума" - конечно, комедия высшего света) - то, чего прежде режиссеры не замечали в ней, а Сергей Женовач заметил и дал сыграть. А ведь она еще, кажется, и авантюрна, и игрок, если иметь в виду неравнодушное отношение Быстрицкой к бильярдному столу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1109
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3017
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1700
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2053

Другие новости