0
1150
Газета Культура Интернет-версия

14.04.2001 00:00:00

Чужой среди чужих

Тэги: зорин, писатель, роман


зорин, писатель, роман

ПОЯВЛЕНИЕ романа "Трезвенник" ("Знамя", # 2) вполне можно было предугадать после выхода в 1999-м "Зеленых тетрадей" - книги дневниковых записей, заметок, наблюдений, которые Леонид Зорин вел с 50-х годов. Издатели окрестили ее "уникальной биографией мысли", сопоставляя с вышедшим ранее зоринским мемуарным романом "Авансцена". Однако "уникальная биография мысли" - произведение все-таки документальное, несмотря на продуманную композицию, стихотворные записи и интерлюдии, то есть скорее материал, чем итог. То же, что мрамор - для скульптора: он, конечно, ценен сам по себе, но все же Давидом без микеланджеловской обработки не станет.

Каждый персонаж, каждая сюжетная коллизия в "Трезвеннике" - нечто вроде художественной иллюстрации, "обработки" заметок из "Зеленых тетрадей". Кроме того (а может быть, поэтому), в "Трезвеннике" можно отыскать вариации на темы всех предыдущих зоринских пьес, романов и рассказов. Но, хотя повествование ведется от первого лица, хотя Зорин отдает главному герою некоторые моменты собственной биографии (к примеру, увлечение шахматами и женщинами), он слишком подчеркнуто держит дистанцию между собой (автором) и сотворенным им Давидом, то есть преуспевающим адвокатом Вадимом Беланом.

Белан живет по расчету, не делая ни одного необдуманного шага ни в карьере, ни в дружбе, ни в любви. В любви особенно. Все предыдущие зоринские персонажи - будь то Рудаков из "Палубы", Багров из "Транзита", Денис из "Странника", даже Виктор из знаменитой "Варшавской мелодии" - отнюдь не монахи и в верности одной-единственной упрека не заслужили. Однако эта единственная у них все-таки имелась, хотя жизнь с ней решительно не сводила. Возникали объективные обстоятельства: закон 1949 года, запрещающий браки с иностранцами, жена, которую невозможно оставить, несовпадения в творческом поиске... Да мало ли! Но чистое и светлое чувство все равно озаряло нездешним светом судьбу героя. На роль "женщины всей жизни" в "Трезвеннике" претендует Рена, сестра друга героя. Претендует, но не исполняет. Любви на этот раз мешают не объективные обстоятельства, а упорное нежелание героя это чувство развивать. Поэтому и Рена в романе едва прописана: тень, фантом, призрак, вечно шепчущий молитвы и радеющий за экуменизм.

Вообще в "Трезвеннике" отношениям с женщинами текстуально уделено очень много места, Вадим любвеобилен, как Костик из "Покровских ворот", но то, что для Костика - радость, веселая игра, для Вадима - нудная и скучная повинность. И никакой эротики, несмотря на бесконечные соития, в романе нет и в помине. Запись в "Зеленых тетрадях": "Эротического эффекта достигает намек, а не откровенность, не нагота, а мгновенная встреча с кусочком приоткрывшейся плоти. Все прочее - дело воображения". Милые женщины в "Трезвеннике" воображению не оставляют никаких шансов, они - не полнокровные образы, а некие функции, что, кажется, не противоречит авторскому замыслу. Зорину важно показать типаж. Восторженная диссидентка - шестидесятница Арина - в самый патетический любовно-постельный момент радующая возлюбленного репликами типа: "Ты знаешь ли, что когда звонит колокол, то это он звонит по тебе?", журналистка Зоя Веская, феминистка Мария Плющ - дамы из серии self-made-woman, и все они иллюстрируют наблюдение из "Зеленых тетрадей": "Мужское тщеславие рядом с женским не более чем скифский курган, поставленный рядом с Эверестом". Типичная "дочь большого начальника" Нина, связь с которой обеспечивает герою свободу от КГБ. Женщина-функция - красавица Ярмила, жена чешского писателя-коммуниста: Белан наставляет ее мужу рога летом 1968 года в знак протеста против введения советских танков в Чехословакию.

Запись в "Зеленых тетрадях": "В юности мечтаешь о женщине, как о путешествии на Огненную Землю. Его не связываешь с туризмом". Вадим Белан - смолоду старик. Турист по убеждению.

Те же убеждения не позволяют Вадиму втягиваться всерьез и в дружеские отношения. Он слишком хорошо (трезво) видит слабости и недостатки своих приятелей, потому что соблюдает дистанцию. Порывы и жертвы должны поверяться разумом. Приятели собираются пойти к гонимому властями деятелю, чтобы выразить сочувствие, и зовут Вадима с собой - Вадим интересуется, получили ли они приглашение. Нет? "То есть вы идете в гости без приглашения неведомо с кем. И, главное, заранее убеждены, что порадуете хозяина?" Поступок, общественным сознанием почитавшийся доблестным и героическим, сразу выглядит глупо и бессмысленно. Впрочем, так выглядят почти все окружающие в глазах главного героя. И не без оснований.

Леонид Зорин ломает сложившийся все в том же общественном сознании стереотип. Мы привыкли, что типичный шестидесятник - это, скажем, Сергей из "Заставы Ильича" Марлена Хуциева или аксеновские мальчики из "Звездного билета" - порыв и вдохновенье, честность и прямота. Это в молодости. А в старости┘ Ну что с ними произошло в старости, всем известно. Позолота осыпалась, романтические фигуры превратились в гротескные: на экранах телевизоров слишком часто мелькают одутловатые лица бывших кумиров, когда-то читавших стихи в Политехническом, а теперь привычно исполняющих роли свадебных генералов на официальных тусовках. Приятели Белана, Богушевич и Випер, следуя порыву, отправившиеся незваными в гости - типичные шестидесятники. Потом один из них эмигрировал, преуспел на Западе (повторяя судьбу Синявского и Максимова) и вернулся (как выяснилось, зря: здесь он никому не нужен). Другой же остался и всю жизнь посвятил суетливой борьбе, мучимый завистью и неудовлетворенным тщеславием. Две дороги, по которым разбежались "звездные мальчики", и обе привели в тупик.

"Шестидесятники" - этим словом, "смутным, неясным, неопределенным", пишет Леонид Зорин в "Зеленых тетрадях", пометили "не то генерацию, не то разношерстную среду, возникшую в оттепельном дурмане, словом, которое побывало надеждой, протестом и одной из иллюзий".

Главный герой Вадим Белан - шестидесятник лишь по рождению, по духу же он куда ближе внукам шестидесятников, рациональному поколению "пофигистов". Впрочем, скорее это типаж вне времени. К нему вполне можно отнести лермонтовское "и ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви". О "вневременности" говорит и то, что у Белана в романе есть старший двойник, учитель, мастер шахматной игры Мельхиоров - нечто вроде Мефистофеля при Фаусте. (Кстати, замечательная фамилия Мельхиоров, чувствуется опыт Зорина-драматурга, так и просится в пьесу.) Одного "непохожего" еще можно счесть исключением, но два - уже правило. И к двум отчасти примыкает третий - сам Леонид Зорин. Несмотря на сознательное авторское дистанцирование от персонажа, часть записей в "Зеленых тетрадях" вполне могла быть сделана тем же Беланом или Мельхиоровым. И если вспомнить все предыдущее творчество Зорина, его талантливые и успешные пьесы, его романы и рассказы, вплоть до последнего цикла, в течение нескольких лет публиковавшегося в "Новом мире", то можно заметить, что все высокие чувства, все порывы у героев в конце концов оказываются задавленными рацио. И автор в тех случаях, когда он пишет о современности, а не на исторические темы, слишком рационален и трезв и не позволяет себе увлечься собственными персонажами. Он создает не людей - типажи, этим защищаясь от времени, в котором приходится жить. И, пожалуй, в финале "Трезвенника" вопреки обыкновению дистанция между автором и персонажем сокращается до минимума. "Теперь он (век. - Т.К.) отбрасывает копыта. Но ими он многих еще достанет. Не век, а какая-то скотобойня. Попробуй увернись от него", - кому принадлежит реплика: Вадиму Белану или самому Зорину?

Трудно всю жизнь уворачиваться. Может быть, поэтому "Трезвенник" и получился очень грустным романом, где слишком много ума холодных наблюдений без сердца горестных замет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1837
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4447
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2427
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2776

Другие новости