0
3409
Газета Культура Интернет-версия

21.04.2001 00:00:00

Возвращение Дейнеки

Тэги: живопись, дайнека


живопись, дайнека

ДЕСЯТАЯ, юбилейная по счету выставка проекта "Золотая карта России" открылась в Инженерном корпусе Третьяковки. На сей раз в столицу себя показать приехала Курская областная картинная галерея. Основу ее собрания составляет русская и западноевропейская живопись из поместий князей Барятинских, Нелидовых, коллекция В.Г. Шварца и прочие картины, национализированные в революцию. Сейчас Курская галерея насчитывает в своих фондах более 8 тысяч экспонатов, среди которых есть полотна В.Л. Боровиковского, И.Н. Крамского, А.И. Куинджи, И.Е. Репина, К.С. Петрова-Водкина, С.А. Коровина, В.Е. Маковского, И.И. Левитана, М.В. Добужинского, В.И. Сурикова, И.И. Машкова, А.В. Лентулова, А.А. Осмеркина, М.С. Сарьяна. Есть там и западноевропейская живопись XVI-XIX веков - Ф.Бароччи, Ф.Мальтезе, Г.де Крайер, Ш.Ф. Лакруа, Э.Виже-Лебрен...

Но в Курске, кажется, решили разрушить стереотип представления о российском провинциальном музее, где всего понемножку, и привезли фактически "персоналку" - сто работ Александра Дейнеки. Решение для галереи, носящей его имя, не столь неожиданное, если вспомнить, что курская коллекция Дейнеки, по существу, музей в музее - тысяча единиц хранения, среди которых его знаменитый "Автопортрет" (1948) и "Футболист" (1932), восьмая часть всего музейного собрания. Решение созрело еще в 1999 году - тогда Курск в отличие от столицы отметил 100-летие художника (1899-1969).

Будучи знаковой фигурой соцреализма и сталинского истеблишмента, автором программных произведений - "Перед спуском в шахту" (1924), "Текстильщицы" (1927), "Оборона Петрограда" (1928), "Будущие летчики" (1938), "Окраина Москвы" (1941), "Оборона Севастополя" (1942) и монументальных панно в здании Народного комиссариата земледелия (1934), советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1937), плафона для здания Центрального театра Красной Армии (1937), мозаик для станций Московского метрополитена "Маяковская" и "Новокузнецкая", панно для советского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), лауреатом Ленинской премии (1964), Героем Социалистического Труда (1969), вице-президентом Академии художеств СССР (1962-1966) и членом-корреспондентом Академии искусств ГДР, народным художником СССР, кавалером ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, преподавателем многих художественных институтов - Дейнека прожил на редкость плодотворную творческую жизнь.

Он был плотью от плоти своего времени. Его биография, пожалуй, также знаменательна, как и его творчество. Он родился в 1899 г. в Курске, учился в Харьковском художественном училище, в 20-е гг. работал фотографом в Курском уголовном розыске, возглавлял губернский комитет по народной культуре, оформлял агитпоезда, делал эскизы декораций и костюмов для Курского драмтеатра, руководил художественной студией при Курском политическом управлении, рисовал плакаты для Курского отделения РОСТА, затем учился во ВХУТЕМАСе и работал в журналах "Безбожник у станка", "Даешь", "Красная нива", "Прожектор", "Смена", был членом-учредителем ОСТ, членом группы "Октябрь" и членом РАПХ.

На выставке в Третьяковке представлены все этапы, жанры и направления творчества Дейнеки, в том числе малоизвестные. Это блестящая гротесковая живопись, например "Женский портрет" (начала 20-х), который половина корреспондентов выбрали для фотоотчета. Это "Портрет С.И.Л." (1936). Дама в желтой кофточке на портрете - первая жена Александра Дейнеки Серафима Ивановна Лычева.

Дейнека писал, что любит в пейзажах "просторы, высокие небеса, ясные далекие горизонты... полутона в контрасте с локальным цветом. Цветовая неожиданность меня привлекает новизной, она лучше запоминается". Он действительно работал в понятной манере, выставляя не просто крупноформатные работы, а действительно просторный, радостный и движущийся мир. Поначалу его обвиняли в "формализме", в 30-е гг. он, конечно, выглядел модернистом, но постепенно Дейнека удостаивается почестей и званий от власти, всегда нуждающейся в жизнеутверждающем искусстве. Если говорить о формализме, то это скорее относится к заказным монументальным работам последних лет, явно утратившим прежнюю энергетику.

Для поколения, успевшего хлебнуть социализма, было бы интересно поподробней проследить другую линию творчества, увидеть не канонизированного Дейнеку, в частности его лирические акварели 30-х гг. Но для этого придется ехать в Курск, куда и приглашал, открывая выставку, новый губернатор Курской области Александр Михайлов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
841
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2460
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1444
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1797

Другие новости