0
1308
Газета Культура Интернет-версия

11.05.2001 00:00:00

Мельтешащий веризм

Тэги: масканьи, опера, музыка


ВОТ РЕДКИЙ случай - постановка сделана настолько хорошо, что получилось очень плохо. "Сельская честь" Пьетро Масканьи как-то всегда считалась оперой, безнадежной для режиссуры, но с такой простой, чистой, запоминающейся музыкой, что, в общем, и ставить-то ее можно без особых изысков, потому что музыка спасет все. И спасала последние 110 лет - с момента ее первой римской премьеры.

Финн Кари Хейсканен, режиссер, приглашенный в "Новую оперу" для того, чтобы сделать "что-то" с "непостановочным" Масканьи, был режиссером на телевидении, в драме, в кино и, наконец, в опере - "Сельскую честь" вместе с традиционно идущими с ней в один вечер "Паяцами" он уже ставил для Савонлиннского оперного фестиваля. С ним на пару в Москве работал сценограф Эрнст Гейдебрехт из Германии. Вместе они поставили отличный балет, параллельно же с ним идущую оперу не то чтобы совсем уничтожили, но сделали так, чтобы меломанам на этом спектакле жизнь не показалась медом. В конце концов если уже знаешь оперу наизусть, то в крайнем случае можно закрыть глаза и слушать - как хорошо в "Новой опере" звучит распевшийся минут через 15 после начала хор (хормейстеры Наталья Попович и Виктор Кутураев), как удается стоящему за пультом Евгению Колобову - опять же после некоторых заминок в начале - действительно сделать настоящий ансамбль из голосов и совершенно не затмевающего их оркестра (о солистах еще будет сказано).

Как совместить время и пространство, знает известный сержант, приказавший копать канаву от столба до обеда. Как совместить оперу и балет? Не новое дело, но вот, скажем, самый известный в "Сельской чести" дуэт "No, No Turiddu". Вы думаете, дуэт - это когда участвует два человека? Их тут много. Поскольку Туридду в данной постановке - не простой сельский парень, а нечто вроде преуспевающего нового сицилианца, у него есть помощники, главный из которых носит за ним папку с документами и протягивает патрону портсигар. Туридду же, которому стерва Сантуцца (такая вот трактовка образа вместо традиционной простушки, страдающей от ревности и тоски) устраивает сцену, пытается их по ходу пения закуривать - но Сантуцца раз за разом эти сигареты из его руки выбивает. В целом идея хороша, но погодите, это еще не все. Одновременно, пока идет дуэт, на сцену группа товарищей выносит кровать, на коей балетная труппа что-то делает (не видел - что, смотрел, как это Туридду сейчас будет петь и курить одновременно, да еще и в таком нелегком дуэте). Когда нашел наконец время отвлечься на балет, сопровождающий этот цирковой номер, увидел на кровати девицу в белом платье, сидящую на подушках с расставленными ногами и закинутой головой, и парня на краю кровати, уронившего голову на руки. Злобная дама на заднем ряду громко шепнула, что девица - это аллегория той самой сельской чести, только что поруганной. А тут как раз и дуэт кончился, этак незаметно.

Веризм, начавшийся как раз с этой оперы Масканьи, как известно, буквально означает "подлинность". То есть в опере, как в жизни, вот только что поют, а не говорят. И режиссерские находки Хейсканена - каждая в отдельности - предельно жизненны и убедительны. Великолепно сделаны костюмы (Мария Данилова), переносящие действие лет на 30 вперед, в 20-е годы нашего века. Сам по себе постоянно идущий на сцене балет тоже очень хорош, хотя это вроде бы не по-веристски. Но - балет все время, и одновременно с оперой, и еще с драматическим спектаклем? На сцене у Хейсканена все время очень много всего происходит одновременно - этакий хронически мельтешащий веризм. Вот нежная, тихая оркестровая интерлюдия-вальс перед последней сценой. Находка режиссера: четыре главных героя просто замерли на стульях, каждый в своей позе, и так хорошо сидят, что хочется посмотреть на них подольше, послушать музыку, задуматься о бессмысленности и мимолетности человеческой жизни, такой, как она изображена в опере. Но тут на сцену под эту музыку выпархивает мальчик и начинает танцевать между хорошо сидящих героев. Ладно, что кровать за ним не выносят или множество пустых картонных коробок, которые с грохотом швыряют об пол (под музыку), как в одной из предыдущих сцен┘

Закрадывается страшное подозрение: режиссер не любит┘ если не вообще музыку, то Масканьи. Режиссер боится, что если не отвлекать слушателя от этой музыки и не превращать его в зрителя, то он, чего доброго, начнет слушать Масканьи, рассердится и уйдет. И режиссер старается сделать так, чтобы возможности услышать саму оперу, одну из нежнейших и самых трогательных во всей истории музыки, у человека не остается никоим образом. Вот и результат: режиссерских находок так много, что оперы за ними и не слышно.

Напоследок - о хорошем. Прекрасно поет и играет Сантуццу Елена Поповская. Немного металлический, жестковатый голос - но он вполне соответствует образу немножко истеричной, немножко глупой героини, который здесь создали. Заслуженный артист Украины Николай Черепанов в качестве вокалиста - на грани фола, покрикивает, сглаживает трудные ноты, но отлично играет запутавшегося в женщинах и делах солидного мужчину средних лет. Впрочем, подходит последняя сцена - "Mamma, quel vino e generoso", к которой Черепанов уже совсем распелся, и тут он поет так хорошо, что ничего в жизни больше и не надо. Разве только чтобы режиссер не мешал слушать оперу┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1381
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3607
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2037
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2315

Другие новости