0
840
Газета Культура Интернет-версия

12.05.2001 00:00:00

Герой замкнутого круга

Тэги: вяльцев, литература, проза


ЧАСТО лучшее представление о своем времени дают такие произведения, в которых автор не отошел далеко от действительности, где зафиксировал некий опыт - свой или чужой - безразлично. С этой точки зрения "Blue Valentine" Александра Вяльцева ("Континент" # 106) наталкивает на интересные наблюдения - над новой генерацией "лишних людей", которыми была и остается богата российская действительность.

Трагедия героя совсем не в том, в чем ее полагает автор - не в сложно-истерическом мировоззрении, не в его культурности и не в разломе его бытия. Захар - продукт эпохи, отличительной особенностью которой является то, что все заняты не своим делом. Этим социальным содержанием во многом обусловлены идеи повести и ее образный мир.

Герой пытается вырваться из замкнутого круга, где слова являются поступками, а блуд - деянием. Но при всей искренности порыва ему мешает подростковость - характерная черта богемного сознания. Именно поэтому любовь (во всяких ее проявлениях) приобретает для Захара то абсолютное значение, какое имеет для пятнадцатилетних - но ему-то уже за тридцать. Отсюда же и создание "идеальной женщины", "идеального друга", вообще всего "идеального". Он пытается строить новый дом из старого материала, половины которого ему к тому же недостает.

Чтобы не было скучной абсолютизации пути одного неповторимого Захара (о котором при этом мы узнаем страшно мало), нужно бы повидать его двойников, и они в его повести есть, но почему-то совершенно не интересуют автора. Чтобы выстроить из "Blue Valentine" мощное прозаическое произведение, необходимы по меньшей мере еще три сюжетные линии: Захар-коммерсант, Захар-монах и между ними - замерзший бомж, который страшно близок Захару, как бы тот от того ни открещивался. Когда Захар восклицает: "Что может быть ужаснее такой жизни!" - хочется напомнить ему ответ золоторотца из "Жизни Арсеньева": "Ничего в ней нет ужасного, милостивый государь!"

И при таких слабостях повесть интересна. В ней есть главное - она связана живыми нитями с русской литературой. Но самое близкое родство Захара - с героями романтизма. Потому так удачны страницы, описывающие романтическое бегство в Батуми - может быть, еще и потому, что появляются "другие" люди, не такие, как он и его окружение. И хотя он плохо видит жизнь растерзанного города, нельзя не порадоваться мастерству автора там, где герой наконец поднимает голову и долгожданно оглядывается вокруг. И как ни много написано о Петербурге в титанической русской литературе - об этом городе в "Blue Valentine" потрясающе хорошо и точно.

Вяльцев соблюдает важнейший закон искусства, гласящий, что единственным его предметом является человек и его отношения с абсолютом. Современная литература начинает уходить от истасканных шестидесятников, похотливо глядящих изъеденными психоанализом глазами на безобидную трещину в земле. "Blue Valentine" - это попытка дать литературу сложных переживаний, а не паскудных интерпретаций.

Но нет дистанции между автором и героем, вернее, нельзя понять - есть она или нет, и потому невозможно узнать, как бы автор посмотрел на других: все герои повести не более чем члены все того же Захарова тела. Поэтому так трудно полюбить и ее героиню.

Художественные слабости текста напрямую связаны со слабостями мировоззрения, лежащего в его основании. Его ограниченность - ограниченность гуманизма вообще, знак равенства между "культурностью" и "праведностью". В этой прозе этика существует только "в связи", она лишь способ спасения себя, когда пустота припрет к стенке. У героя беспрерывно возникают относительные понятия без предмета соотнесения - поэтому так неубедительны его переживания в связи с изменой героини и так понятны его попытки свести последние вопросы отношений мужчины и женщины к банальному "trust me". Он не понимает природы измены как разрыва целого, как изменения природы бывшего доселе. При том, что "пола нет", везде двойная мораль для мужчин и женщин и аборт не более чем "гинекологическое осложнение".

И поэтому, как бы ни старался автор, трагедии тоже нет: нет настоящего разрыва на линии жизни героя, и с самого начала ясно, что, в общем, так ничего и не произойдет. Мораль героя - это некая мораль-аксиома, в рождении которой не видно личного участия. "Blue Valentine" написано от избытка ума, а не сердца, и в этом ее главная слабость. Избранный автором художественный метод бессилен изобразить то, что он хочет. Аффективные состояния только констатируются - все "несется", но это бег на месте. Просится или диалог, или лихорадочное действие, а мы слышим бесконечный монолог, в котором собеседники только статисты. Интересен с этой точки зрения "коммуникативный кошмар" героя, вербальное - как опухоль - разрастается в его жизни, вытесняет из нее действительность. Только безмолвие может устроить внутреннего человека, многословие вытесняет действие и из самой повести. Читать ее поэтому трудно, все время приходится прорубаться к смыслу через лишние слова, это почти стиль философского трактата, способный удушить художественное на корню.

Все время чувствуешь - в этой истории должно было быть что-то истинное, что-то кроме слов. Не убеждает противопоставление судьбы и жизни, и всякий раз, когда автор указывает рукой: вот глубина - ударяешься головой о дно. Герой и вместе с ним автор пытаются "все понять", но читателю хочется не очередного интеллектуального кружева, а становящейся истины.

Захар ускользает в узкую щель перед самой площадью, на которой ждут его покаяния. И причина не в его слабости или некоммуникабельности, а в том, что он так ничего и не научился делать. Но и это было бы исправимо, если бы Захар верил в то, что человеческую природу можно изменить.

И все-таки прекрасен этот человеческий дух, даже когда в кромешной темноте и на ощупь он идет куда-то, не зная часто и цели своего пути. Сила такого героя в том, что он воспринимает жизнь всерьез, а это значит, что для него, как для универсального солдата, действительно все возможно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1031
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2881
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1618
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1987

Другие новости