0
1326
Газета Культура Интернет-версия

22.05.2001 00:00:00

Обетованный звук

Тэги: мистерия, спектакль, полифония, олимпиада, театр


мистерия, спектакль, полифония, олимпиада, театр

В ЭТОМ спектакле сошлись: авангардная музыкальная архаика композитора Александра Бакши; архитектурность сценографии Сергея Бархина; изощренная режиссура Камы Гинкаса, тяготеющая в последнее время к притчевости; мастерство скрипача Гидона Кремера, выступившего как в своем привычном качестве корифея игры на скрипке, так и актера, на плечи которого возложены оправдание и защита культуры в образе Скрипача; оркестр ударных из Франции "Перкусьон де Страсбург" и наши российские исполнители, извлекающие звуки как из всем известных, так и совсем загадочных инструментов, перечисленных в программке спектакля "Полифония мира": альпхорн, шофар, дудук, дидьжериду.

На премьере этого уникального спектакля мы стали свидетелями события, аналогов которому в нашем как в драматическом, так и музыкальном театре не было. Отсюда эта работа обречена на полярность суждений.

Герой "Полифонии мира" - звук, который является в земле обетованной Бархина и, кажется, извлекается из всего. Иногда возникало ощущение, что если музыканты, певцы или хор дотронутся до кресла, ручки ли двери в Вахтанговском театре, то запоет, зазвучит как музыкальный инструмент любой предмет. Мы приобщаемся к чуду - превращению шума в звук. В спектакле достигается стереоэффект без использования электроаппаратуры. Думается, "электроника" - слово не из лексикона Александра Бакши. Этого композитора занимают, увлекают экзотические инструменты, в которых его сердцу дорога первозданность древности. Наивность этой архаики - каких-то трещоток, деревянных и металлических палок, губных гармошек - не отменяет их значимости. Эволюции в культуре в этом смысле нет. Именно через эти инструменты, чудом уцелевшие в ХХI веке, Бакши заставляет пережить нас то, что когда-то, тысячелетия назад, переживал человек: извлечение из материи звука. На "Полифонии мира" все пространство (сцена, зрительный зал, партер, балкон) дышит готовностью явиться в звуке. Слушателя превращают в того первозданного человека, который вдруг в долине или пустыне слышит мелодию и не понимает, как она возникла, где тот одинокий путник или пастух, что выводит ее. Звук для Бакши и есть собственно музыка.

Однако такого бы эффекта в полной мере не возникло, не возьмись за дело Кама Гинкас - режиссер, который страстно не прощает театру случайного, недодуманного, сделанного отчасти и свойство которого - мыслить программно. Это вавилонское столпотворение разнородного, разножанрового - балета, симфонической и архаической музыки, драматического театра - привести к единству под силу не каждому.

Полифония (для тех, кто знает режиссуру Камы Гинкаса) - не есть состояние гармонии, а состояние, к которому мир приходит или вынужден прийти через насилие. Порядок (а гармония, в частности, - одна из форм порядка) подавляет дикую стихию. Культура как таковая глубоко связана с культом, утверждаемым в спектакле через подавление. Первозданный человек Гинкаса обуздывается Законом. Вот падает в его руках камень, он прислушивается к плеску воды, к тому, как рассыпаются комья земли. Сначала так нарушается тишина. Вступает оркестр, который заполняет музыкой все пространство, не оставляя места дикому человеку, разбивающему скрипку.

По-шагаловски в воздухе проносятся два то ли пророка, то ли грозных ангела. В их руках в буквальном и переносном смысле обжигающий свет истины Ветхого Завета - раскрытая горящая книга. Эти пророки потом жестоко и почти цинично под закусочку распнут первозданного человека. Закон и стихия - две драматично сталкивающиеся воли в спектакле.

Звук подчиняется ритуалу, как человек ходу цивилизации. Когда-то человечество впервые стало играть "на танцах и похоронах". Смерти необходим обряд, а обряду - звук. Гинкас мощно и грозно разворачивает эту метафору, превращая футляры виолончелей в гробовую повозку, в кладбище. А оставшиеся смычки загораются подобно свече. Но есть еще один звук, которого страстно ищут Скрипач, первозданный Адам, пророки, музыканты. Это звук вечности, не похожий ни на что, не лопнувшей струны, а струны, соединяющей с небом. Этот звук простой, но единственный, и его нужно найти.

Под прозрачным пологом, развевающимся на ветру, укрывается человечество. Покрывало обволакивает их и тем самым удаляет нас, живых, от тех, кто ушел навсегда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1953
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4613
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2507
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2885

Другие новости