0
1363
Газета Культура Интернет-версия

29.05.2001 00:00:00

Загадка Генрика Гурецкого

Тэги: гурецкий, польша, концерт, музыка


В рамках "Дней культуры Польши в Российской Федерации" прошел концерт из произведений всемирно известного польского композитора Генрика Миколая Гурецкого. Музыка звучала в римско-католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Это "Старопольская музыка для смычковых и духовых инструментов" (1969 г.) и Третья симфония - "Симфония печальных песен" (1976 г.), которая была написана по заказу радиостанции в Баден-Бадене и впервые исполнялась в Руане на XIV Международном фестивале современного искусства. И с тех пор, по признанию прессы, "пользуется невероятным успехом на международном музыкальном рынке, бьет все рекорды популярности, ранее присущие только эстрадной музыке".

Музыка, звучащая в храмах не только во время богослужений и не только духовная, но и светская, - это стало одним из знаков бытования искусства в наши дни: синтез звучания и изображения, стремление сотворить некую новую художественную данность. В майский день в соборе Пресвятой Девы Марии музыка и своды собора как бы слились воедино в мощном визуально-звучащем действе. Кличи-зовы духовых (трубы и тромбоны, объединенные в 4 пары) в "Старопольской музыке" казались бесконечными, ибо были продолжены храмовой акустикой. В основу фанфарных зовов Гурецкий положил organum "Benedictamus Domino" (XIV в.) - один из самых ранних образцов европейского многоголосия вообще┘ Кличи духовых звучат как своего рода "Tuba mirum" - последнее предупреждение Апокалипсиса. Кличам фанфар противостоит внутренне предельно напряженная, но абсолютно лишенная внешних, ритмических и темповых сдвигов музыка струнных. Это спокойный и бесстрастный хорал, в котором Гурецкий использует интонации из вечерней песни Вацлава из Шамотул (XVI в.). Однако спокойствие здесь кажущееся. Заполняющая своим звучанием все пространство музыка, по сути, тревожна и подобна голосу мятущейся человеческой души. Формула: кличи духовых - медитация струнных, повторенная многократно, завершается кульминацией в конце, когда соединение струнных и духовых приобретает облик молитвы - страстной и всепоглощающей┘

Третья симфония Гурецкого - "Симфония печальных песен" - состоит из трех песен, написанных на тексты разных эпох. Первая - это плач матери по сыну, погибшему в Силезском восстании. Основа музыки - мелодия предположительно XIX века. Текст второй части - это обращение девушки из польских Татр к маме и к Божьей Матери ("О, мама, не плачь, не надо. Царица Небесная, будь всегда для меня опорой"), выцарапанное на стене подвала одного из зданий в Закопане. Здесь фашисты пытали узников. Третья часть - обыгрывание одной из строф "Свентокшиского - святой крест - плача" (XV в.), в котором Пресвятая Дева Мария обращается к умирающему на кресте сыну, стремясь облегчить его страдания: своего рода "Stabat mater". Музыка третьей, последней, части "Симфонии печальных песен" - вариации на тему народной мелодии Опольского региона Польши.

В Собор (вход был свободный) пришли верующие, ищущие уединения и душевного успокоения. Пришли и профессионалы - музыканты и меломаны. Похоже, однако, что музыка Гурецкого захватила всех присутствующих. Какими средствами удается автору создать новую, загадочную музыкальную данность? Следуя принципам музыковедческого анализа, здесь просто нельзя не вспомнить о том, как начинал Гурецкий: погружение в сонористику (за что был неоднократно и рьяно руган консерваторами), интерес к польскому фольклору (за что был так же рьяно руган авангардистами). Физиология звучания музыки Гурецкого - сплошные знаки вопроса. Ты слышишь - почти реально - мощную "педаль" органа в этой колышущейся, самодостаточной звуковой массе, - но органа нет. Ты слышишь хор, сопровождающий ламентации солирующего сопрано, - белый, почти без вибрато голос певицы возникает как бы из хора. Он молит, взывает - к чему? Но хора нет: это только иллюзия, создаваемая динамикой волнообразного звучания струнных. Гурецким, безусловно, создана абсолютно новая музыкальная эстетика, которой ни один искусствовед не нашел еще определения - и найдет ли?..

Поблагодарим исполнителей: оркестр - Государственную академическую симфоническую капеллу России (руководитель - Валерий Полянский), дирижера - Томаша Бугая (ныне он возглавляет Краковскую филармонию) и солистку, певицу с широкой европейской известностью - Зофию Килянович (сопрано). Своим пением она поспособствовала - и немало - созданию той завораживающей атмосферы, в которую погрузились все, слушавшие музыку Гурецкого в Соборе Пресвятой Девы Марии. Автор не приехал - а жаль!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2054
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4746
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2599
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2986

Другие новости