0
1552
Газета Культура Интернет-версия

31.05.2001 00:00:00

В мире животных

Тэги: юхананов, пьеса, спектакль, театр


Спектакль Бориса Юхананова "Недоросль" (Русский театр Литвы), показанный в рамках III Всемирной театральной Олимпиады, своей первоначальной задумкой заинтересовывал и интриговал. Режиссер попытался восстановить реконструкцию спектакля "Недоросль", осуществленную Юрием Озаровским - актером Александринского театра.

Выбирая для постановки фонвизинского "Недоросля", Юхананов меньше всего хотел поставить веселую комедию или сатиру. У режиссера возник глобальный план - сотворить с помощью пьесы Фонвизина и реконструкции Озаровского театральную мистерию. И потому одними из главных действующих лиц спектакля становятся совсем не фонвизинские персонажи, а юханановские - огромных размеров Корова, Петух, Свинья, Индюк и ангел. Эти необычные для "Недоросля" персонажи весь спектакль будут находиться на сцене вместе с "хрестоматийными" героями Фонвизина, которые двигаются словно механические, заведенные куколки. Все выверено и просчитано. Мизансцены выстроены так дотошно, что актеры не должны, по замыслу режиссера, выбиваться из скрупулезно вычерченного рисунка. На каждом стульчике, столике, кресле висят порядковые номера (позже выяснится, что это номера мизансцен). И актеры, послушно отговорив положенные реплики, двигаются от одной циферки к другой. Иногда вдруг вздрагивают, напряженно всматриваются куда-то вдаль. За сценой начинает звучать тревожная, "скрипучая" музыка (композитор Владимир Тарасов), и вдруг то голубь начинает биться в окошко (как известно примета плохая - к мертвецу), то вспыхивает зловещее адское пламя... Юхананов настойчиво создает ощущение предстоящего несчастья.

Только входишь в зал и перед тобой - полотно в розовых разводах, а на авансцене, в грязи, валяются надувные свиньи (художник Юрий Хариков). Раздаются первые резкие, скрипящие звуки, веселенькое розовое полотно ползет вверх - и... перед нами застывшие фигурки - Простакова, Митрофанушка, Еремеевна, Правдин, Скотинин. Актеры вежливо подождут несколько секунд, давая возможность зрителю привыкнуть - рассмотреть декорации, костюмы, - и начнутся первые сцены. Прием "стоп-кадра" будет возникать в спектакле довольно часто. Софья томно опускает взгляд и, манерно приподымая изящную ручку, садится на стул. Встав на одно колено, перед ней склоняется Милон, через несколько секунд к ним присоединится Правдин. Демонстративно встав рядом, фонвизинский резонер разыгрывает ревнивого возлюбленного. Выбрав эффектную и непременно изящную позу, персонажи замирают. Возникает французская пасторальная картинка, словно сошедшая с полотен Буше. Юхананову так понравился этот прием, что он прокручивает его еще и еще раз.

Удивительно смешного, остроумного текста Фонвизина в спектакле Юхананова не замечаешь. Он тонет, вязнет, его совершенно не слышно со сцены. Лишь изредка вдруг прорвется какая-то фраза. Простакова особенно подчеркнет реплику: "Палашка-то безумно бредит... бредит". Юхананов сознательно выделяет эту фразу. "Бред" - действительно ключевое слово спектакля. Видимо, режиссер хочет добиться от зрителя ощущения тяжелого, отупляющего сна, когда подсознание абсолютно свободно, раскрепощено и не контролируемо - и тогда этот бред, кошмарный сон непременно рождает чудовищ. Огромные петухи и коровы, ангел, распевающий итальянские романсы, - все передвигаются по жестко закрепленным маршрутам (иногда актеры вслух проговаривают: "Перехожу на 23", что означает - в следующее мгновение персонаж должен перейти к предмету, где висит табличка с названным номером).

В "Недоросле" Юхананова стоит печь, которая в финале медленно отодвигается, и на полу вспыхивает огонь. Все герои Фонвизина вместе с мистическими животными собираются вокруг него. Простакова падает без чувств. Музыка начинает скрипеть еще громче, довольно безразличными и инфернальными голосами персонажи кидают финальные реплики "Боже мой, она без памяти...", "Очнется, мой батюшка, очнется". Простакова вскоре действительно оживает и присоединяется к остальным персонажам - печь плавно ползет на место, пряча за собой героев спектакля. Финал, подумали вы? Нет, потом четким шагом все снова появятся на сцене и встанут в шахматном порядке, произнося громкими и механическими голосами беспорядочные цифры: "Один... Двадцать пять... восемь... двенадцать..." После чего на сцене появляется Стародум в исполнении одного из самых старых актеров Русского театра Литвы - Артема Иноземцева, и хорошо поставленным голосом, в лучших традициях старой актерской школы, четко и назидательно произнесет: "Вот злонравия достойные плоды". Розовое полотно ползет вниз... и только свинки на авансцене продолжают колыхаться на ветру. Но и это еще не финал. Полотно поднимается вновь, и зритель видит решетку, огораживающую фонвизинских героев и юханановских животных, с краю появляется ангел, дирижирующий палочкой.

После первых пятнадцати минут спектакля закономерно возникает вопрос: шутит режиссер, разыгрывает зрителя или же, напротив, говорит совершенно серьезно, подразумевая за всем этим балаганом глубочайшую идею. Если первое - и все это лишь игра, то не слишком ли она затянулась (спектакль Юхананова идет три с половиной часа, и текст Фонвизина дается практически без купюр)? Над забавными шутками, смешными коровами и петухами, хрюшками, дергающимися на авансцене от сквозняка, можно было бы посмеяться, но когда режиссер довольно агрессивно хочет: научить, напророчить, попугать, - действие постепенно начинает терять всякий смысл. Ближе к финалу все сильней и сильней начинает раздражать скрипящая музыка Тарасова, и даже талантливая и стильная сценография Харикова лишается смысла. И начинаешь понимать, что Юхананов совсем не шутит. Кошмарный сон, по замыслу режиссера, непременно должен обратиться в вещий. Все вполне серьезно и, видимо, должно быть страшно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Екатерина Трифонова

Поправки в закон о статусе судей дифференцируют дисциплинарную ответственность

0
479
На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

Дарья Гармоненко

Зюганов ставит перед партией задачу сплотить левые антифашистские силы

0
528
Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Владимир Мухин

Действия Украины выглядят как попытка перейти очередную красную линию РФ

0
619
У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

0
226

Другие новости