0
1048
Газета Культура Интернет-версия

14.06.2001 00:00:00

Мило, но мало

Тэги: тарковский, повесть, литература, проза


ЛЕГЕНДЫ доносят, что когда-то у каждого толстого журнала было свое лицо. Сейчас же большой разницы между ними не наблюдается, а круги авторов настолько размыты, что одни и те же фамилии плавно перетекают из "Знамени" в "Новый мир", по дороге заплывая в "Октябрь" и "Дружбу народов". Гордым утесом в этом море дружбы и благоденствия возвышается "Наш современник": у него свои персональные авторы, свои тексты, свое видение страны и ситуации. Свой круг, который живет по принципу "чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей врагу не отдадим". И любой нормальный писатель понимает - публикация в "Нашем современнике" автоматически делает его невъездным в толстожурнальные владения дядюшки Сороса.

Но нет правил без исключений. Михаила Тарковского печатают и "Наш современник", и "Москва", и "Новый мир".

Потому что читатель (особенно провинциальный, о котором на словах все так пекутся) - простодушен, как мальчик из сказки о голом короле. Сколько ему ни тверди, что в литературной моде филологические романы, он все равно свои кровные за них не отдаст и на ночь "для души" не откроет. А Михаила Тарковского откроет, потому что его повести мало того, что написаны хорошим русским языком, - они вменяемы. В них точно соблюдены пропорции между действием и рефлексией: автор не отдает весь текст подробному описанию сложных психологических переживаний и не устраивает сюжетные "гонки по вертикали". И идея, ради которой автор взялся за перо, не зашифрована в сложных филологических аналогиях, а легко угадываема даже негуманитариями.

"Гостиница "Океан" ("Новый мир" # 5) вполне встраивается в ряд уже опубликованного Михаилом Тарковским - все, казалось бы, его "фирменное": от жанра (короткая повесть) до места действия (Сибирь, тайга, Владивосток), героев (охотоведы, промысловики, сильные "таежные" люди) и сюжета. Павел Путинцев с двумя товарищами летит во Владивосток. Там они три дня гуляют в гостинице с "девочками", чтобы потом вернуться в суровую обыденность, где каждый занят серьезным мужским делом. И жизнь эта не в тягость, потому что мужики свое дело любят. Крепко выписанные, колоритные характеры, узнаваемые ситуации, - как всегда у Тарковского. И внезапная влюбленность Павла в проститутку Дашу не смотрится надуманным сюжетным ходом: нахлынуло, бывает, - так же внезапно поразила похмельного Павла словно заново увиденная красота океана. Но три дня прошли, Даша, естественно, осталась во Владивостоке при своем "ремесле", а Павел вернулся в тайгу - к своему дому, к своим собакам, к своему делу.

Сделанная по классически-реалистическому лекалу, "Гостиница "Океан", как и другие повести Михаила Тарковского в том же духе, именно сейчас имеет все шансы на успех. Не только читатели - и издатели, и редакторы журналов, подустав от текстов, где автор норовит почесать левой ногой правое ухо, вспомнили, что новое - хорошо забытое старое. Михаил Тарковский неожиданно попал в моду. Надолго ли?

"На гулянке охотников, хладнокровно и между делом заливая в рот водку быстрым круглым движением, Павел, бодро участвуя в завязке застолья, с его середины начинал дремать, подперев рукой голову, и на правой щеке проступало от водки красное и извилистое аллергическое пятно. Так он и кемарил, все больше роняя голову на слабеющей руке, но, когда его о чем-то спрашивали, тут же отзывался резким и ответственным баском, точно и как по писаному отвечая: "Река Пульванондра, сто восьмой километр" или "Бер-решь. Прямослойную кедровую доску┘" Хорошо? Хорошо. Но кажется, что все это мы уже где-то и когда-то читали. Собственный авторский почерк угадать невозможно: это пропись, каллиграфия.

Беда Тарковского в том, что он пока не выходит за пределы освоенного литературного пространства. Освоенного еще в 70-е годы: читаешь повесть, и нет-нет да и ловишь себя на мысли: вот Распутин┘ Вот Астафьев┘ а вот здесь Юрий Казаков. Повторение пройденного - вещь хорошая и нужная, но это в конце концов надоедает. И особенно обидно, если в писателе чувствуется сила, возможность к развитию, а он все топчется и топчется на знакомом пятачке. То ли не решается, то ли не дает себе труд пуститься в самостоятельное путешествие. Может быть, для рывка вперед силы не вызрели, но хотя бы на шаг уж точно можно продвинуться. Хоть на маленький шажок - но дальше, дальше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1837
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4447
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2426
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2776

Другие новости