0
1199
Газета Культура Интернет-версия

30.06.2001 00:00:00

"А вас, Бонди, я попрошу остаться…"

Тэги: бонди, театр, спектакль, олимпиада


А сцене МХАТа им. Чехова Люк Бонди представил "Чайку" Чехова. Спектакль поставлен усилиями одного из старейших театров Европы австрийского "Бургтеатра", "Академтеатра" и Венского фестиваля.

На предпремьерной пресс-конференции режиссер рассказывал: "В "Чайке", которую московским зрителям предстоит увидеть, мы собрали лучших актеров Австрии и Германии". И действительно, актерский ансамбль великолепен. Про каждого актера спектакля можно сказать: совершенный Дорн, Сорин, Медведенко, идеальная Маша, Полина Андреевна...

Аркадину в спектакле Бонди играет известная актриса Ютта Лампе. Для нее это не первая встреча с Чеховым: когда-то она играла Машу в "Трех сестрах", Раневскую в "Вишневом саде". Когда Бонди предложил ей роль в "Чайке", она отнеслась к этому предложению с большой осторожностью. "Раневскую и Машу я могла примирить с собой, найти в них какие-то общие, понятные мне черты... С Аркадиной же я долго боролась, я ее долго не могла полюбить", - говорит актриса. Стройная фигурка в белом кружевном платье, небрежно накинутый на одно плечо шифоновый шарф, распущенные рыжие волосы, полуулыбка и грустный взгляд, легкая, изящная походка - такова эта Аркадина. Для нее любовь Тригорина - последняя, и она со всей ясностью осознает это. Когда ей и Тригорину представят Нину, она по-женски проницательно посмотрит на "соперницу" и, медленно подойдя сзади к Тригорину, тихо обнимет его. Мудрая женщина - она отлично понимает: увлечение Тригорина такими молодыми и наивными, как Нина, неизбежно. Закономерно и кратковременно.

Еще одна удача спектакля - Константин Треплев (Август Диль). Треплев - одна из загадок, оставленных нам Чеховым, и мало кому из актеров и режиссеров удавалось разгадать ее. Сильный он или слабый, талантлив или бездарен? Август Диль и Люк Бонди представляют нервного, издерганного мальчишку. Август Диль - актер, тонко чувствующий и очень точно передающий лихорадочное состояние Треплева. Он словно скрипичная струна, которая при любом неосторожном движении приходит в напряженную вибрацию и долго сохраняет свое тихое диссонансное дребезжание. Во время разговора с матерью Треплев резко вскакивает со стула, отшвыривает в сторону чемоданы, следом бросает в ярости стул: Аркадину пугает внезапная вспышка гнева, его трясущиеся руки, сумасшедший взгляд и неконтролируемые движения. Треплев срывает повязку, несколько секунд назад бережно повязанную матерью, и бьется головой об пол, вскакивает, бросается по направлению к Аркадиной. Еще совсем чуть-чуть и, кажется, он убьет ее... Но приступ вскоре проходит, Константин успокаивается и обессиленно садится возле матери.

Бонди для каждого из актеров сумел найти ключик к роли. Долго зрители будут вспоминать, как уже обреченно кружится в беспорядочном танце беременная Маша (Мария Хенгге), как, произнося финальное "дело в том, что Константин Гаврилович застрелился...", Дорн (Игнац Кирхнер) возьмет в руки журнал с последней треплевской статьей и нервно станет теребить его в руках. Ближе к концу на сцену выкатят в инвалидной коляске Сорина (Мартин Шваб). Он уже практически не может двигаться, не в состоянии говорить. Дорн вставляет ему в руку стакан с водой и тут же отходит. Оставшись в абсолютном одиночестве, полупарализованный старик пытается поднести воду к губам, но рука не слушается, и вода узкими нитями расплескивается в стороны. Обреченно он опускает стакан на колени. Треплев, проходя мимо неподвижного Сорина, небрежно забирает его у дяди. Такие мелочи, маленькие цветные стеклышки и составляют мозаику спектакля Люка Бонди.

За сценой непрерывно стрекочут кузнечики, слышны крики чаек, звон посуды. Медведенко усердно бьет нудно жужжащих комаров. При совершенно не бытовом оформлении спектакля - масса бытовых мелочей (сумочки, разные кружечки, аптечка, флаконы с лекарством, холодильник, пишущая машинка Тригорина, затем по наследству доставшаяся Треплеву). Герои этой "Чайки" дотошно и аккуратно отыгрывают заданные режиссером мизансцены. Кажется, что любой актер спектакля с легкостью сможет ответить на вопрос, что делал его персонаж, допустим, вчера в пять часов вечера, он посекундно сможет восстановить его возможные действия. Даже на минуту появившаяся на сцене служанка имеет свою жизненную историю.

Бонди, казалось бы, пользуется уже давно известными открытиями и приемами. Но в этой сознательной консервативности слышится что-то настоящее, подлинное. На сцене легендарного МХАТа австрийский театр показал русскому зрителю "Чайку". Очень редко можно увидеть иностранный спектакль по Чехову, сыгранный до такой степени бережно и аккуратно, смешно и трагично. Люк Бонди не пытается показать себя знатоком русской жизни и быта начала века, режиссер лишен амбиции "раскрыть истинного Чехова". Но в спектакле ни разу не возникает ощущения фальши, чужеродности "нашего Чехова" их австрийскому менталитету. Люк Бонди со своим замечательным актерским ансамблем искренно и просто говорит о проблемах, чувствах, мыслях и ситуациях, которые вызывает одна из самых сложных и таинственных чеховских пьес именно у них. Спектакль идет без перевода на немецком языке и нисколько не теряет от этого.

Всем памятно мудрое изречение разведчика всех времен и народов Штирлица, что при разговоре всегда особенно запоминается последняя фраза. Такой фразой Московской театральной олимпиады стала австрийская "Чайка" режиссера Люка Бонди.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1953
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4613
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2507
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2885

Другие новости