0
1071
Газета Культура Интернет-версия

17.07.2001 00:00:00

Зачем культура?

Тэги: германия, культура, дискуссия


Как рационально распределить силы и деньги в области культуры? Как решить назревшие новые проблемы и обозначить новые цели? Речь в Академии искусств Берлина, по существу, шла об искусстве.

Первым взял слово журналист Йене Йенсен:

- Все чаще нам приходится оправдываться. Все чаще нам говорят, что культуры слишком много. Хотя ведь это все равно, что сказать, что воздуха слишком много (аплодисменты). Все чаще я слышу: "Зачем нам столько музеев, театров, университетов, фестивалей? Сколько стоит государству содержать музей, театр? Если вы так любите искусство - платите за билеты в музей и театр в сто раз больше - и наслаждайтесь. Пусть налог на культуру платит лишь тот, кто ею пользуется. Культура отбирает деньги у экономики, ничего не возвращая..." Чувствуя эти настроения, мы все чаще обращаемся к услугам частного капитала. Для меня такой выход - весьма сомнителен. Ведь они дают деньги лишь на то, что им доступно. А ведь не секрет, что самые бедные и самые богатые слои нашего общества одинаково развиты эстетически (смех, аплодисменты). Лучше пользоваться услугами банков, организаций, чем частных лиц.

Кристоф Штольц, министр культуры Берлина:

- Все далеко не так плохо, поверьте мне. В Германии культура, или, вернее, учреждения культуры финансируются лучше, чем где бы то ни было в Европе. Невзирая на все протесты! Но наши дальновидные бизнесмены очень хорошо понимают, что, пропагандируя немецкую культуру во всем мире, мы делаем первый шаг, а за нами идет индустрия. Поэтому в участии частного капитала я не вижу ничего плохого, и мне даже несколько странно, что этот вопрос возник. Томас Манн и другие великие писатели Германии впервые были опубликованы в частных издательствах. И владельцы издательств неплохо заработали, ввели в нашу культуру великие имена и сами вошли в историю. А тем, кто говорит об убыточности культуры, можно привести огромные цифры, которые мы ежегодно зарабатываем на творчестве, например, Гете. Чья работа двухсотлетней давности до сих пор приносит прибыль? А сколько мы зарабатываем на Томасе Манне и на его брате Генрихе! Наш уважаемый господин Йенсен нарисовал мрачную картину, в которой деятели культуры прямо-таки затравлены врагами искусства и культуры. Но я думаю, большинство людей живет в предчувствии "культурного припадка". Вдруг завтра меня повлечет в музей или театр, вдруг завтра я найду время для этого? Напомню мюнхенский анекдот 20-х годов: умирает мюнхенский продавец, глубокий старик. И говорит: "Господи, если бы ты дал мне еще один день жизни, я бы сходил в наш знаменитый музей, в нашу "Пинакотеку"!" Так что те, кто не посещает театров, необязательно мечтают их разрушить. Они - зрители будущего. Надо не рыть окопы, а подумать о том, как потенциальных зрителей сделать реальными.

Юлиан Нида-Рюмелин, министр культуры Германии:

- Как приятно было слушать моего коллегу! И как жаль, что его оптимизм я разделить не могу. Деньги с гораздо большим удовольствием тратят на постройку домов и дорог, чем на культуру. Деньги достаются с огромным трудом (он глубоко вздохнул и послал в зал утомленный взор). А когда мы теряем на дилетантизме какого-нибудь менеджера, все молчат, а лишь только требуются дополнительные дотации на культуру, поднимается повсеместный шум. Нам навязывается бухгалтерский подход к культуре: на спектакле зал заполнен на 60 процентов, на выставку сегодня пришло столько-то людей, а надо бы в три раза больше. Как только мы примем такие мерки - нас ожидают последствия самые печальные... Наверное, я сейчас скажу странную вещь для министра культуры, но я не верю, что культура способна спасти от варварства. Поэтому я утверждаю, что лишь государство должно содержать в себе механизмы, противостоящие деструктивным явлениям. Культура может влиять очень опосредованно и в нужный момент оказывается безоружной. Надо четко определить эти границы, чтобы не требовать от искусства того, что оно сделать не в состоянии. Грубо говоря, приход национал-социализма не остановило то, что многие тогда знали Гете и Шиллера наизусть.

Дик Беккер, социолог:

- Искусство не только не спасает от варварства, оно способно ускорить его приход. Ведь и ребенку понятно, что между философией и эстетикой немецкого романтизма и тем, что случилось с Германией в 30-е годы, есть прямые, нескрываемые связи.

Слово взял профессор биологии и физики Детлеф Гантен:

- "Куда ты, куда ты, Детлеф?" - так говорили мне мои коллеги, ученые, узнав, что я иду на эту дискуссию. - Ну что у тебя с ними общего?" И я отвечал, что именно потому, что общего так мало, я иду туда! Еще Ницше говорил, что если наука не вступит в союз с культурой - нас ожидает варварство. Наука уходит все дальше и дальше, и огромные массы людей ничего не понимают в тех задачах, которые перед собой ставит сегодняшняя наука. Ничего! И то, что современная наука оказывается для большинства людей столь же непонятна, как первобытная чаща, грозит большой бедой всем нам. Искусство должно стать мостом между наукой и обществом, конечно, не в ущерб иным своим задачам. Мой приятель, тоже профессор физики, написал пьесу о квантовой теории. Прекрасная пьеса вышла! Здесь сидит представитель "Фольксбюне", может быть, это его заинтересует? И еще. Третий рейх, вернее, его последствия, надолго поселил в немцах недоверие к символам, объединяющим людей, - ко всему, что объединяет. Мы видим в этом какую-то опасность. А тоска по общим символам, наверное, самая глубинная в человеке, и каждый немец чувствует этот раскол. Вот американцы, к примеру, легко сообща поют свой гимн, французы горды Наполеоном... А нам, на государственной почве, в русле идеологии, символики, наверное, не объединиться, да это и не нужно.

Карл Хегеманн, завлит "Фольксбюне":

- То, что сказал профессор Гантен, - прекрасно. Но убей меня Бог, если я знаю как осуществить это на практике. Профессор Гантен ставит перед нами титанические задачи: творить новые символы и вступать в союз с наукой. Однако примечательно, что в представлении профессора союз науки и культуры сводится к транслированию искусством последних достижений науки. А если наоборот? Здесь много намечалось целей и задач, но мы просто делаем спектакли. Мы не выполняем заказ какой-то группы, мы лишь делаем то, что интересует нас. Тема этого сезона "Мы создаем человека", и пьесы мы подбираем по этой проблеме. Так, кстати, воплощается мечта профессора Гантена о союзе искусства и науки. Не было бы клонирования, не обещали бы нам ваши коллеги, что не сегодня-ызавтра смогут клонировать человека, и сезон бы пошел по-другому...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1109
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
870
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1052
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
696

Другие новости