0
990
Газета Культура Интернет-версия

20.07.2001 00:00:00

Вена в пене дней

Тэги: фестиваль, театр, вена


В СРАВНЕНИИ с московской Олимпиадой австрийский театральный фестиваль "Wiener Festwochen" кажется, конечно, более скромным. В это лето Москве удалось стать настоящим магнитом, который притягивал к себе все самое интересное в мировом театре. Вена же - после кипящей страстями российской столицы - выглядела тихо и спокойно. Обычная, веселая, но отнюдь не театральная толпа туристов, неброские черно-белые плакаты с рекламой фестиваля. Весьма своеобразные девизы (хотелось бы думать, что не они выражают концепцию фестиваля): "Ужасно, скучно, никому не нужно", "Пролетарии вкуса!", "Это недостойно культурной нации". Надпись на одном из плакатов была совсем уж вызывающей: "Bondy go home!" То есть "Бонди, вернись домой!" - что относится к Люку Бонди, директору фестиваля, известному режиссеру, много ставящему по миру и редко заглядывающему в Вену (кстати, именно его "Чайкой" и завершалась московская Олимпиада). Но австрийцам было что показать на этом юбилейном, 50-м фестивале. Гвоздем программы стали два спектакля Питера Брука "Гамлет" и "Костюм", ради которых стоило на время оставить "олимпийскую" Москву. Тем более что обещанный мастер-класс Брука в Москве не состоялся - и именно из-за "Wiener Festwochen".

"Костюм" по новелле южноафриканского писателя Кан Темба - спектакль, сотканный из воздуха и ярких красок. Актеры как настоящие волшебники создают осязаемый мир из пустого пространства. Сцену заменяет ярко-оранжевый ковер, на нем только кровать, стол и вешалка, которая становится то дверью, то окном, то автобусной остановкой. Игра с воображаемыми предметами настолько искусна, что мы чувствуем их объем, запах и вкус. Сюжет прост и в то же время необычен: муж, страстно любящий свою молодую жену, застает ее с любовником, последний, спасаясь бегством, забывает свой костюм, который становится наказанием для неверной жены. Этот костюм теперь становится членом семьи, его сажают за стол, с ним ходят на прогулку, он принимает участие в вечеринках. Молодая женщина не выдерживает такого абсурдного издевательства, и как-то утром ее находят мертвой. Актеры переходят из образа в образ легко и свободно и, рассказывая эту странную и довольно-таки жестокую историю, не теряют иронической, но доброй улыбки. "Костюм" обладает поразительным зарядом энергии и жизненной силы, мгновенно покоряющим обаянием театральной свежести.

"Гамлет" Брука - спектакль минималистский. Актеров мало, но некоторые играют по две роли. Клавдий и Призрак - Джеффри Киссун, Полоний и смешной могильщик, распевающий ирландские песни, - Брюс Майерс, замечательный Гамлет - Эдриан Лестер, Гертруда - Наташа Парри. На сцене только ковер, на этот раз алый, подушки, на которых сидят, несколько ярких покрывал. Удивительное впечатление производит то, что в спектакле нет музыки - только изредка раздается удар гонга, барабанный бой или треск. Брук сократил текст шекспировской пьесы до двухчасового представления. Взволнованным вопросом Горацио "Кто здесь?" спектакль начинается, им же он и заканчивается. Вначале он был обращен к Призраку. В конце за спиной Горацио встают все погибшие - Офелия, Лаэрт, Полоний, Гертруда, сам Гамлет┘ Спрашивающий их не видит, но только ощущает их присутствие - присутствие какой-то странной, неведомой силы.

После одного из представлений "Гамлета" актерам удалось вытащить Питера Брука на поклоны. Брук сидел в первом ряду и, очевидно, не желал выходить "на ковер". Эдриан Лестер несколько раз очень комично подбегал к нему и показывал на него пальцем, чтобы зрители поняли, что это и есть - Питер Брук. В конце концов Брук вышел, и зрители обрушили на него гром аплодисментов. Венская публика вообще чрезвычайно отзывчива: овации на спектаклях Брука длились не меньше десяти минут.

Вена-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1937
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4590
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2494
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2866

Другие новости