0
850
Газета Культура Интернет-версия

24.08.2001 00:00:00

Вода в решете

Тэги: фестиваль, реклама


РЕКЛАМА - популярное искусство нового времени. С одной стороны, жанр легкий. Краткий то есть, веселый и доступный - вроде поговорки. Все кому не лень - от профессоров до электромонтеров - цитируют, обыгрывают и распространяют удачные афоризмы копирайтеров - про имидж, который "ничто", тетю Асю и "это-Ангелину". "Ночь пожирателей рекламы" высиживают от заката до рассвета, как не осилили бы ни один сборный кинопоказ. Да и рекламные щиты на дорогах часто радуют глаз и ум игрой смыслов больше, чем творения художников-интеллектуалов в модных галереях. (О таком широком и бурном отклике на свое творчество любой артист мог бы только мечтать, если бы произведения рекламы не были анонимны.) С другой стороны, реклама - жанр максимально прикладной и идеологически нагруженный. Кому, скажите, запомнился бы этот имидж, который "ничто", если бы не газированный напиток, которому он пришелся к лицу и по фигуре?

Социальная реклама - "элитарный" подвид жанра. Теоретики массовой культуры давно объяснили, что реклама продает не предмет, а стиль. Объект социальной рекламы под предмет и не маскируется. Это голая идеология, которую некая общественная организация намерена внедрить в массы. Социальная реклама выглядит поскромнее коммерческой: ни одно общество не потратит на пропаганду своих ценностей столько денег, сколько готова выложить фирма на раскрутку своего товара (в основном социальная реклама делается на деньги налогоплательщиков). Зато в ней - больший простор для творчества, потому как тема шире: не кухни, например, а Отечество.

В нашей стране у социальной рекламы особая родословная. Жанр "агитплаката" - ее ближайший родственник. Сейчас агитки коллекционируются как образцы примитивного искусства прошедшей эпохи. Произведения в стиле "Родина-мать зовет" и "Пьянству бой" - занимательные образцы ретровизуальности. Жанр агитации и пропаганды полюбили новые артисты-радикалы) вроде художников группы "ФСБ" (Алексей Беляев-Гинтовт, Андрей Молодкин и Глеб Косоруков), которые думают разместить виды своего "Новоновосибирска" на рекламных щитах с целью внедрения в массы новой имперской идеологии. Утопии "ФСБ" (от щитов до построек) рассматриваются Государственной Думой на предмет реализации в пространстве и с ужасом отталкиваются на политкорректном Западе даже на уровне идей. Там социальная реклама - язык движений в защиту меньшинств. Она укоренена в контексте городского дизайна и несет в себе не больше агитационного вызова, чем надпись "курение вредит вашему здоровью" в оформлении сигаретных пачек.

Несмотря на столь насыщенный культурный контекст, не причастные к актуальному искусству горожане о социальной рекламе представления практически не имеют. Выяснив такое положение вещей с помощью социологического опроса, управление правительства Москвы по делам рекламы решило провести конкурс работ этого жанра. Да так, чтобы вовлечь в это мероприятие простых прохожих. 38 лучших (с точки зрения правительства Москвы) произведений будут размещены на рекламных щитах города. Население должно смотреть - и голосовать по телефонам "горячей лини" и на сайте www.rambler.ru, чтобы ко 2 сентября определить абсолютного победителя. Основные номинации призваны отражать систему ценностей московской мэрии: "Экология", "Здоровый образ жизни", "Гармония отношений", "Отечество", "Москва".

Среди агиток за экологию преобладают плакаты в западном стиле: видимо, эстетику диктует политкорректная тема. Самый показательный - голубое небо с перечнем элементов и надписью "Вдыхание опасно для вашего здоровья". Самый острый - "Купил машину - посади дерево". "Здоровый образ жизни" - рубрика самая отвязанная. Петля-удавка: "Затянулся?" Рюмка, разбитая о светофор: "Чокнулся?" Абсолютный лидер конкурса на сегодняшний день - плакат "Не пей лишнего": раздваивающееся лицо девушки с надписью "Вдвое больше девушек, которым ты противен". Хороши несколько работ на тему "Отечество": животы беременных в синем и красном ("Выносим и выкормим"), сцена "поддержки" отечественного производителя. "Гармония отношений" художникам не слишком удается. На тему "Москвы" не придумали ничего лучше, чем "Больше лужков" (понятно, что в оригинале разделения на строчные и прописные нет). Вообще шедевров - около десятка. Посмотришь и подумаешь, что ко Дню города (и для разнообразия вообще) это неплохо, но в целом коммерческие и политические ценности нашим художникам пока ближе и вдохновляют сильнее, чем общественно значимые. К тому же и налогов для этого платить не нужно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
577
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
965
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
1068
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
849

Другие новости