0
937
Газета Культура Интернет-версия

11.09.2001 00:00:00

Ревизор из Ярославля. Немая сцена

Тэги: гастроли, театры


БОЛЬШИЕ гастроли нынче дороги и нерентабельны. На малых гастролях театр показывает один-два спектакля, которые, будучи вырваны и из контекста города, и из контекста репертуара, чаще всего оказываются далеко не самоценны. Идея больших гастролей как идея максимально полного представления репертуара, традиций и труппы театра сегодня - редкость. И в тот момент, когда в Москве афиша театра все меньше воспринимается как единое сюжетное репертуарное пространство, пестря беспорядочностью книжного развала, - гастроли Ярославского театра драмы имени Ф.Волкова на первый взгляд кажутся неплохо подобранной библиотекой.

Гастрольная афиша театра составлена почти идеально - русская классика представлена Гоголем и Островским, зарубежная - Шекспиром и Гольдони, современная драматургия - Горенштейном и неким Иржи Губачом. Внешне театр сохраняет абсолютное равновесие в соотношении комедий и трагедий, нерушимое достоинство культурных традиций, декларируя степенно-литературный подход к сценическому искусству. Издалека кажется - вот он, настоящий, цельный, полнокровный и полновесный театр, прорастающий из русской театральной провинции в "попсовой" изломавшейся Москве. Гастроли так и открывались - словами о русской культуре, о русском духе, о традициях старейшего в России театра и спектаклем "Ревизор" в постановке главного режиссера театра Владимира Боголепова.

На деле традиции русского театра оказались в высшей степени странными. Не случайно на открытии вдруг вспомнились советские времена, когда гастроли в Москве были и смотром, и экзаменом. Традиции "русского театра" обернулись традициями вполне советскими: "Ревизор" предстал спектаклем прежде всего малодушным, сделанным словно по книжке рекомендаций "в помощь художественной самодеятельности" с явной оглядкой на то, "кабы чего не вышло". Не дай Бог, кто-нибудь кого-нибудь узнает или подумает на другого. Не приведи Господь, чтобы возникли какие-нибудь ассоциации или аллюзии. Режиссер старательно вытравил любой намек на трактовку, интерпретацию, на мысль или чувство: он поставил "Ревизора", как второсортную французскую комедию, в которой, собственно говоря, и нет ничего, кроме анекдота. Он разыграл историю о том, как несколько недоумков - комических даунов, принимают другого недоумка за умного. Чтобы не томить публику процессом размышления, режиссер все решил сказать сразу: еще до того, как появился городничий, на сцену вышел Хлестаков с нервным рассказом о своем безденежье, а если в конце городничий говорит, что видит свиные рыла, то зритель их должен видеть с самого начала спектакля. Ярославский театр поставил не столько "Ревизора", сколько инсценировал известную байку о "Ревизоре", когда городничий, выйдя на сцену, произнес: "К нам едет Хлестаков" - тем самым исчерпав сюжет пьесы.

Таким образом, спектакль начался и сразу кончился, актерам и режиссеру делать оказалось совершенно нечего: "Ревизор" предстал перед публикой месивом самых общих и исхоженных мест всех постановок "Ревизора", в котором действуют среднестатистические чиновники, среднестатистический Хлестаков, среднестатистические дамы, и ни у одного из них нет ни лица, ни характера. Спектакль едет по наезженной и разбитой колее - глупые чиновники и глупый кривляка-Хлестаков, этакий фитюк, и все они боятся друг друга и заискивают друг перед другом. Мизансцены спектакля - обобщение всех мизансцен всех "Ревизоров": если городничий собирает чиновников, то непременно за фронтально поставленным столом, где место городничего - посередине. Если появляются Бобчинский и Добчинский, то уж непременно говорят скороговоркой и наперебой. Если выбегают Анна Андреевна и Марья Антоновна, то сначала визжат и носятся по сцене, а потом глядят через линию рампы куда-то в зал, как будто на улицу. При этом режиссер всячески пытается оживить действие резкими жестами и звуками - Анна Андреевна носит с собой какой-то рожок, в который постоянно трубит, периодически в динамиках раздается странная музыка, сопровождаемая словесной абракадаброй, Хлестаков - якобы очень подвижный - беспрестанно и бессмысленно снует по сцене, выламывается и комикует. Единственная стильная и умная работа - исполнение роли Осипа - спокойного и степенного мошенника-педанта, который, как змея, совершает стремительные броски, сменяющиеся абсолютной неподвижностью наблюдателя.

Режиссер делает из актеров и персонажей ходячих кукол, в которых нет ничего живого - только механическое комикование и мизансценическая пустая суета. Это и есть материал спектакля - тот, которым режиссер набивает пьесу, как чучело, думая, что если вставить в глазницы две блестящие бусинки, то чучело будет как живое. Сегодня гастроли Ярославского театра напоминают какой-то странный затерянный мир, но, может быть, завтра театр все-таки захочет окунуться в многоголосье идей, мыслей и чувств и удивить не механическими манекенами, размалеванными гримом, а правдоподобием чувствований.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
643
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
565
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
675
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
471

Другие новости