0
787
Газета Культура Интернет-версия

29.11.2001 00:00:00

Из подполья в никуда

Тэги: музей, искусство, выставка, художник


В Московском музее современного искусства на Петровке открыта выставка живописи и документальной фотографии из собрания Кенды и Якоба Бар-Гера. Начав собирать советское неофициальное искусство 1950-1980-х годов около сорока лет назад, супруги создали одну из крупнейших и представительных коллекций такого рода на Западе. Чета Бар-Гера сделала акцент на собирании "гонимого искусства" - работ художников, не захотевших вписаться в господствующую художественную систему и найти общий язык с властью. В их коллекции наряду с советскими нонконформистами есть и произведения немецких и испанских художников, находившихся в оппозиции режимам Гитлера и Франко. В скором времени на основе их собрания будет создан Музей гонимого искусства в Израиле. Поэтому в России их собрание показывается скорее всего в последний раз.

На выставке представлено 40 картин - по одной от каждого художника. Вместе с ними выставляются документальные фотографии, запечатлевшие моменты жизни и творчества художников, в том числе знаменитую "бульдозерную" выставку.

В эпоху холодной войны советские художники-нонконформисты воспринимались на Западе как борцы за свободу и жертвы тоталитарного режима, вынужденные не только прозябать в "империи зла", но и претерпевать гонения и репрессии со стороны коммунистических властей. Интерес к их творчеству был вызван именно этим. Да и когда в нашей стране стремились избавиться от всего, что было связано с проклятым прошлым, именно пресыщенность соцреализмом заставляла многих вкушать еще совсем недавно запретный плод. Тогда знание имен Рабина, Целкова, Комара, Меламида и пр. считалось хорошим тоном и свидетельствовало о высоком уровне образования и культуры.

Сейчас нонконформистов уже никто не запрещает и не преследует, их работы висят в Третьяковке и выставляются в самых престижных залах. Однако от этого творчество их стало ненамного более известно и понятно, чем в советские времена. Публика отдает предпочтение либо проверенному временем классическому искусству, либо на худой конец - пошлому салонному реализму. И в России, и на Западе наблюдается устойчивый и постоянно растущий интерес к искусству соцреализма. Эстетика тоталитаризма оказалась более привлекательной, чем эстетика его демократических оппонентов. Соцреализм доказал, что может существовать и адекватно восприниматься в социально-политических условиях, радикально отличных от тех, в которых он создавался, вне той идеологии, воплощением которой он был. Обладает ли такой же способностью нонконформизм? Выставка, к сожалению, не позволяет дать положительный ответ на этот вопрос.

Сто лет назад русские купцы Морозов и Щукин скупали за бесценок работы никому не известных тогда Пикассо и Матисса. С тех пор стоимость этих картин возросла едва ли не в миллион раз, а Россия по праву гордится находящимися в ее музеях шедеврами. Может быть, еще через сто лет Израиль будет точно так же гордиться коллекцией Бар-Гера. Пока же это собрание скорее исторических реликвий, памятников эпохи, чем произведений искусства сколь-нибудь значительной художественной ценности. Уровень некоторых картин вызывает, мягко говоря, недоумение. Увлекшись собиранием "гонимого искусства", супруги Бар-Гера упустили из виду, что в искусстве должно быть еще что-то, кроме "гонимости". Да и не совсем правильно делать из художников-нонконформистов непримиримых борцов с режимом. Вряд ли их творчество представляло большую опасность для социалистического строя, а негативное отношение к ним представителей власти (прежде всего Хрущева) объясняется лишь бескультурьем последних.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
997
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2827
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1594
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1963

Другие новости