0
1385
Газета Культура Интернет-версия

26.01.2002 00:00:00

Сон в зимнюю ночь

Тэги: архитектура, москва


Можно сколько угодно спорить о достоинствах русской архитектуры после конструктивизма (и о том, есть ли они вообще), но очевидно то, что имен ее авторов никто не знает. Хотя все знают Крымский мост, Крещатик, Лужники (это Александр Власов), а равно - высотку на Котельнической, гостиницу "Россия" и уж, конечно, "Белый дом" (это Дмитрий Чечулин). Но все это архитектура, воплощавшая не авторское, а государственное начало, и стала она известной по неизбежности: попадая в выгодные места и просто потому, что ничего другого не было.

Едва ли мемориальные выставки в Музее архитектуры (Бурова, Посохина и только что открывшиеся - Власова с Чечулиным) преследуют цель "возвращать забытые имена" (их все равно не запомнят), а уж тем более - реабилитировать эту архитектуру (на Посохина адвокатов не напасешься). Это скорее выставки-провокации: вот какая у нас была плохая архитектура. И если выставка, скажем, Жолтовского позволяет говорить о трагедии (как власть ломала классика), то нынешние "столетники" (включая оставшегося без выставки Гегелло) лишены и этого сюжета.

Поражает, пожалуй, именно отсутствие стержня. Взять Чечулина. Наземный павильон метро "Динамо" - прекрасное ар деко, радиальные "Киевская" с "Комсомольской" - хороши, да и "Пекин", несостоявшаяся "высотка", при всех ее очевидных диспропорциях вполне держит площадь. Но вот та же рука сажает в Зарядье гроб "России". А перед этим на том же самом месте рисует восьмую "высотку". Пытается, конечно, как-то сдобрить углы параллелепипеда дополнительными объемами, но высотой все равно убивает все живое вокруг.

Единственное, что тут удивляет и впечатляет, - это рисунки. Громадные перспективы, роскошные аксонометрии, едва не офорты. Иначе говоря - школа. Которую при всем желании в нынешних "трехмерках" не разглядеть. А созерцая эту предпроектную документацию, ловишь себя на странном ощущении, что все эти здания все-таки родственники той, старой, архитектуры. В них дремлет (и иногда просыпается) память: Палладио, Возрождение, Италия. Вот Власов проектирует ЦПКиО, а параллельно рисует (зачем?) эдакий романтический пейзаж: заросли, грот, руина. Вот его же проект Совнаркома в Зарядье: каре, из которого торчит восьмерик на четверике. Или проект театра Немировича-Данченко: ни дать ни взять - Дворец Дожей. А рядом - власовский рисунок, где это здание, которое так и не будет построено, предстает в той же степени обтерханности, что и вся Венеция. Из построенного - разве что Крещатик, где сталинская классика смягчена украинским акцентом. Эдакий ампир с фрикативным "гэ".

И у Чечулина (который, конечно, грубее и жестче Власова) есть проект Дворца Советов с аллюзиями на римский Сант-Анджело или проект интерьера кинотеатра, где стены кончаются колоннадами, а вместо потолка - сплошная синева. Правда, апелляции к Италии постепенно оборачиваются призраком Муссолини. Проект здания Управления Аэрофлота - уже чисто фашистская архитектура. И венчающая здание фигура с распростертыми крыльями иначе, как орел Третьего рейха, не воспринимается. Хотя чистота плоского объема со скругленными углами, сетка окон, сплошное остекление, шагающий колоннами на улицу портик, круглые окна - все это вполне по-американски. Чечулин оказался упрям: спустя сорок (!) лет дом был построен, но решительно испорчен стилобатом, призмами флигелей, пилончиками и белым цветом. Зато стал известен всему миру как наш "Белый дом".

Власов прожил на 20 лет меньше, но все время оглядывался по сторонам и что-то где-то прозревал. Вот проект театра в Харькове со вполне нимейеровским куполом (это 1931 год). Вот три плоских цилиндра, расписанных по золотому фону чем-то таким фестивально-молодежным и накрытых плоской стеклянной крышей. Это проект Дворца Советов 1957 года, а выглядит просто как Норман Фостер. Или вот каркас Дворца Советов 1931 года: эдакий паук, что твой Грэг Линн.

И относился Власов к себе - что следует из представленного на выставке автошаржа - гораздо ироничнее. Самовар рядом, кошка на окне, майка в горошек, щетина - просто Зощенко какой-то. А Чечулин не стеснялся живописать свой ломящийся от яств новогодний стол 1947 года. И ни одного человека. У Зощенко и про это есть рассказ: как решил человек начать новую жизнь, созвал гостей, накрыл стол - и умер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2290
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5099
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2811
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3241

Другие новости