0
1285
Газета Культура Интернет-версия

05.03.2002 00:00:00

Домик, он же - гробик

Тэги: спектакль, черняков


Воскресное представление нашумевшего благодаря своей неординарности спектакля Мариинского театра "Сказание о невидимом граде Китеже" на фестивале "Золотая маска" в Большом театре не назовешь стопроцентно удачным. И дело даже не в занавесе, наотрез отказавшемся подняться в самый кульминационный момент, сорвав изысканный геометрический рисунок, тщательно придуманный Дмитрием Черняковым - сценографом и режиссером эпохальной (согласно появившемуся в самый момент ее рождения определению) мариинской постановки. И даже не в том, что Юрий Марусин, исполнитель непростой партии Гришки Кутерьмы, сперва был вял и глух, потом - по состоянию здоровья, как было объявлено, - и вовсе не смог допеть спектакль. В четвертом действии вместо него на оставшиеся несколько минут появился голосистый и актерствующий, темпераментом сильно выделявшийся из общего ансамбля Василий Горшков.

Дело более-менее в том, что не только Гришка, но и почти весь вокальный состав показа (за исключением дежурного спасителя всякой вокальной неразберихи, прим-баса Мариинки Геннадия Беззубенкова) был то ли не в форме, то ли еще что. При этом Ольга Сергеева (Феврония) номинирована на "Маску" за лучшую женскую оперную роль. Но о чем здесь говорить - неясно. И главное, весь звуковой баланс спектакля оказался настолько ломким, дырчатым и некомфортным, вокальная часть - такой слабо проработанной, непреходящее отсутствие ансамбля как на сцене, так и между ней и оркестровой ямой - столь очевидным, что это стало лишним аргументом в пользу тех, кто упрекает сценографию и режиссуру в спорности концептуализаций и актуализаций, но в не оперном мизансценировании. И с этим можно совершенно, хоть с закрытыми глазами, согласиться.

Современная концептуальная режиссура бывает не оперна, не вполне оперна, антиоперна и так далее (вариантов дистанцирования от оперного ординара может быть достаточно). Что еще не говорит о том, хороша она или плоха. Режиссура и сценография Чернякова в "Китеже" не просто хороша - она местами совершенно изумительна, иногда - трогательно, почти смешно, неловка, но вместе с тем экстремально выразительна, а в целом - фантасмагорична и не в лоб, многослойно метафорична. Это, хоть и странный, боком (если обратить внимание на странную манеру многих персонажей двигаться в сценическом пространстве), но прорыв современного оперного театра обеих столиц, где сто лет в обед на больших сценах не было реального (в смысле - концептуального) режиссерского театра, какой может виртуозно обращаться с контекстами, образами и смыслами внутри сценической коробки. Ну есть такие признаки - в мариинском "Семене Котко" Юрия Александрова. Ну даже почти что режиссерским можно, преувеличив, назвать "Пиковую даму" Александра Галибина - продукцию той же Мариинки.

Тем не менее "Китеж" все равно по-настоящему первый и частями - прекрасный. Сцена потопления Китежа и многое в последнем действии - сделано просто шикарно, так что сокрушительный, неочевидный или просто нереальной красоты, простоты и безумия смысл падает публике как снег на голову, чтобы она оказывалась им приглушена, при этом даже лишенная возможности ткнуть в него пальцем. В этом спектакле нежность перемножена на детский лепет и той же природы совершеннейший бедлам - такова железная, пыхтящая дымом и сверкающая глазами-прожекторами чучелка не то татарских коней, не то дракона. Таким высовывается странный, опасный черный силуэт на дереве в первой сцене, где птицы и звери оказываются если не совсем человечками, то весьма похожими на них существами (и огромный дачный умывальник там же). И такой же эффект у фантасмагорически-реальной сцены раздевания-обмывания-умирания Февронии на блокадных саночках в компании двух теток в шапке и в платке (это Сирин и Алконост) в последнем действии, где чуть позже выясняется, что прозрачный деревянный домик первой картины - он же и гробик. Он же и трамвай-желание, переносящий героев в рай. Дикая, тихая, сокрушительная сцена. Соперничающая с тихой дикостью нежной и мощной абстракции сцены смерти китежан.

И все-таки - баланс: по сути, в этом спектакле, даже если не учитывать не вполне удачный масочный показ, ансамбль-диалог со струнным натяжением идет между сценографией, режиссерскими конструкциями - с одной стороны, и гергиевским оркестром - с другой. Именно они здесь визави, а вокальная субстанция и в целом, и в деталях скорее опущена. Вокал тычется и мнется где-то между репликами ассоциативного сценического пространства (оно здесь прямо разговаривает, или подозрительно молчит, или мычит, или болтает) - и галлюциногенной гергиевской оркестровой драматургией, которая сперва обманывает глухостью, потом венчается экстазом. И эта вокальная речь - совсем потеряна и нечленораздельна. Спектакль так сделан, и ему это немного мешает. Ему совершенно необходимы без дураков волшебные солисты, способные встрять в не написанный для них мощный диалог. А так эта опера несовершенна. Но зато совершенно - присутствие театра. Дальше - кто простит, а кто докопается. Я же лично больше склонна к первому.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2054
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4749
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2599
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2986

Другие новости