0
1793
Газета Культура Интернет-версия

26.03.2002 00:00:00

Заунывное пение славянина вечером в Азии

Тэги: аргерих, рабинович, концерты, скандал


Концерты знаменитой пианистки Марты Аргерих и пианиста, дирижера и композитора Александра Рабиновича-Бараковского всколыхнули в публике такую бурю чувств, какой хватило бы на пару мощных сезонов. Игра Аргерих - в диапазоне от полной отстраненности до концентрированности - вызывала то растерянность, то экстатический восторг. Игра Рабиновича - похожие реакции. Зато его старая музыка удостоилась сокрушительного и почти что небывалого скандала в БЗК.

Очевидно, что большая часть публики шла на аргентинскую звезду, которую благословил на венские штудии сам Перон. Она живет в Европе, непременно фигурирует в раскладах "Грэмми", играет со столь же именитыми партнерами и олицетворяет собой само лучезарно-величавое фортепианное искусство филармонической традиции. Без репертуарных ухищрений, без экстравагантности манер. Искусство, ласкающее слух феноменально органичной, фразировкой, чувством формы и бриллиантовой виртуозностью.

В то же время Марта Аргерих была замужем за композитором-минималистом Александром Рабиновичем, с которыи бывала в СССР и который остается ее постоянным партнером. Еще она часто говорит, что обожает играть, но терпеть не может "быть пианисткой": это тягостный ритуал, и она тщательно выбирает, где и с кем играть.

Краткое содержание двух серий

Первый концерт проходил в день рождения Святослава Рихтера. Программа из двух фортепианных концертов была укомплектована не милой оперной увертюрой или многозначительной хрестоматийной симфонией, как здесь принято, но в западноевропейском духе: Шуману предшествовал оркестровый "Дон Жуан" Рихарда Штрауса, продирижированный Рабиновичем с интеллектуальным вызовом и намеком. Второе отделение открыла оркестровая "Красивая музыка # 3" (1977) Рабиновича. Пока Аргерих готовилась к Листу, композитор затянул свою прекрасную песню, минималистскую форму, сидящую одновременно на двух стульях - позднеромантическом и современном (с явной голливудской спинкой). Формула, апеллирующая к звуковым образам эпох гениальностей, виртуозностей, чинопочитаний, обмороков, откровений, к началу становления академической традиции как массового шоу и проч., в "Красивой музыке" упаковывается в хитро устроенную репетитивную конструкцию. Все повторяется с минимальными изменениями. На седьмом повторе публика принялась ржать, на восьмом - свистеть, на девятом - улюлюкать, на десятом - хлопать (чтоб прекратил наконец издеваться), на одиннадцатом - дирижер бросил палочку и выскочил со сцены, хлопнув дверью.

На сцену поднялся пианист Алексей Любимов и произнес: "Сами выставили себя идиотами". Концерт казался сорванным. Но все-таки Рабиновича вернули, оркестр уселся и доиграл оставшееся. Публика вопила браво.

В довершение всего концерт Листа был сыгран Аргерих так, что перехватывало дыхание. На бис - соната Скарлатти: крохотный переворот в представлениях о человеческих возможностях, обычаях и стиле.

В скандальном ореоле второй концерт (из музыки для двух фортепиано) сперва ввел в стопор. Никто не собирался ни за что бороться. В Брамсе и Моцарте было море интеллекта, чувства и осмысленности формы и в то же время - педальной грязи в пустынном пейзаже потерянных пассажей. Первое отделение было патологическим отслоением клетчатки - расслоением романтической виртуозности как таковой. После антракта две сюиты Рахманинова словно выставили счет, обнажив ранимость, железную архитектурность и трепет замыслов. Скандал оказался репликой к эстетской манифестации.

Антисемитизм

Лет десять назад на их концерте в Питере все было один в один. Многие увидели в скандале антисемитскую подоплеку: концертам предшествовала соответствующая кампания в ленинградской музыкальной среде. Теперь часть наблюдателей проинтерпретировала происшествие в том же духе.

Минимализм

Что бы кто ни думал о небывалости, недавно аудитория БЗК обшикала и обсмеяла исполнение роскошной концептуалистско-минималистской вещи 1976 года Владимира Мартынова. Ясно, что повтор вызывает в потребителе совершенно физиологическую реакцию (ее продолжением становятся вопли "браво" после раздраженного свиста). Отсутствие сюжета дезориентирует восприятие. В случае с музыкой Рабиновича сам материал апеллирует к высокой романтической традиции, к стереотипам высокого академического шоу, и здесь обман слушательских ожиданий оказывается невыносимым. Внутри что-то ворочается - это животные инстинкты самосохранения. Идейная база подводится уже задним числом.

Икона

"Как он смеет под портретом Рихтера играть свою лабудень", - гудят профессора и обыватели. Святого не тронь, мурку давай, шульберта и священного трепета. Высокая традиция предполагает конвенциональное поведение. Однако имя Рихтера в еще большей степени священно для местного культурного просвещения. Для интеллектуальной элиты, отождествляющей Рихтера с силой противостояния замшелости и темной агрессивности.

Обидели воробушка

Публика потребляет и полагает, что консерватория принадлежит ей. Рабинович с Аргерих утверждают обратное - правила устанавливаем мы. Но когда дирижер бросает палочку, он становится соучастником скандала. Он ведет себя как "трепетный художник". Исследуя в музыке трансформации культурных стереотипов, инерцию памяти и восприятия, он хочет, чтобы его выслушали, что многим кажется абсурдом: не нравится тебе концертный ритуал - сиди дома.

Конвенция

"Публику нужно уважать, не стоит устраивать минимализм там, где к этому не привыкли. Или понимать последствия". Но, во-первых, проблема провокационности минимальных сочинений лет тридцать как снята культурой. Во-вторых, это вопрос: должен ли Рабинович, в то время как минимализм вошел в мейнстрим, учитывать, что едет на гастроли в кокосовое царство, где при малейшем раздражении у публики в районе физиономии вырастает свиной пятак, в ушах зацветают бананы и, потрясая всем своим комплексом культурной фрустрации, грозно таращась, с бананами наперевес пятачкастая бросается в атаку. По-видимому, должен. Мало кто, если он здоров, будет собирать гербарий на спорном лугу между деревнями тутси и хуту.

Еще одна нарушенная конвенция - схема "звезда и ее сценическая свита". Аудитории непонятно, почему вместо шикарной дивы с тихим дирижером, взбивающим перинки и поправляющим подушки, ей предлагают эмоционально и интеллектуально изощренный ансамбль двух индивидуальностей. Главную роль в нем, безусловно, играет Аргерих, и это она выбирает, когда ей снимать с себя ответственность, а когда активно участвовать в происходящем. Но трепетный смысл сюжета заключен в диалоге - в том числе концептуализма и романтизма как эстетик, привязанностей, исполнительской оптики. Интрига в игре дуэта заключена в памяти о романтизме: с любовью, с осознанием утрат, с эмоциональным движением и рациональным выбором.

Параллельные миры

Рассказали тут историю: жил да был в Советском Союзе один продвинутый тонкий филолог. Был он человек очень болезненный и немного странный. Работал переводчиком в советском Олимпийском комитете. Умер от болезней совсем молодым. На похоронах собралась странная компания. С одной стороны - спортивнокагэбэшная, прототягачевская общественность, произносившая тексты вроде: "Имярек так много сделал для советского спорта ...хороший товарищ ...активный борец...". С другой стороны, была филология во главе с Мариэттой Чудаковой, говорившей о профессиональной честности умершего ученого, о бескомпромиссности и тонкости его поиска и т.д.

Так и здесь. Есть миры, которые практически не подозревают о существовании друг друга. Их встреча безобразна и красива, полезна и бессмысленна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2122
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4838
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2651
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3051

Другие новости