0
754
Газета Культура Интернет-версия

28.03.2002 00:00:00

Большой подтягивается

Тэги: большой, музыка, концерт


Имена сопрано Клаудии Барайнски и ее партнера пианиста Акселя Бауни появились в концертных планах Большого театра в несколько ходов. Между прочим, сыграло и отличное участие Барайнски в фестивале музыки Шенберга, где она пела с ансамблем Берлинской филармонии и вытянула весь концерт.

В концертный цикл "Камерные вечера в Большом. Пароль: Фиделио" надежда немецкой вокальной школы была приглашена с явным умыслом: внедрение в театр новой музыки здесь представляется особенным проектом.

Барайнски, как и многие другие фигуранты цикла, в России почти что неизвестна, но входит в европейскую музыкальную элиту. Обычно добавляют - "элиту молодого поколения", чтобы не путать с рынком монстров, к которому Барайнски пока явно не принадлежит. Певица импонирует своим оперным репертуаром (он объемен - от Моцарта до Вагнера, далее Рихард Штраус, Цемлинский, Циммерман), своими камерными позициями (здесь ее репертуарное пространство так же широко и так же, отсчитываясь примерно от Шуберта, быстро открывается в сторону современности). Еще - своими партнерами-дирижерами (среди них - Зубин Мета, Джузеппе Синополи, Владимир Ашкенази и другие) и своими педагогами: это Ингрид Фигур, Ариберт Райман и чудотворная икона немецкой вокальной школы Дитрих Фишер-Дискау.

В программе Бетховенского зала значились вокальные сочинения Рихарда Штрауса, Сергея Прокофьева, молодого и авторитетного немецкого автора Маттиаса Пинчера. Также был некто Эрвин Шульхоф. Но в какой-то момент Большому показалось, что это будет слишком, и вид гастролей смягчился, Шульхоф исчез, а на его место заступил Шуман. Он-то и оказался самым слабым местом Барайнски.

Хотя в концертном цикле она представляла не только ХХ век, но и немецкую вокальную школу, которая пристрастна к Шуману и знает в нем толк как никто. Здесь и начинается самое интересное.

Голос у Барайнски - красивый, виртуозный, но нельзя не отметить, что без подтекста. Ее вокал и образ оказываются немного гераневыми. В смысле той герани, которая живет в кашпо на окнах и символизирует собой немецкую устроенность, что в романтические времена имело сомнительную репутацию столь ненавистного Шуману филистерства. Все перевернулось, и сам Шуман стал в интерпретации певицы неожиданно гераневым. Но в пении немецкой надежды хорошо слышно, как из этой самой герани вырос немецкий ХХ век. Она им приросла, и в музыкальном смысле кажется, что произошло это самым естественным образом (хотя реальность и была полна нюансов).

Дивная осмысленность, с которой музыканты исполняли "Песни и снежные картины" (1971) Маттиаса Пинчера, выдержанные в стройном духе ортодоксального немецкого авангарда и понимающие себя как некий новый звуковой мир, совершенно равна тому смысловому качеству, которое бывало "впето" Фишером-Дискау, скажем, в Шуберта. (Надо отдать должное музыкантам, пугать публику театра они не стали и свое исполнение предварили предисловием на чистом русском от Акселя Бауни.)

Тот же род мастерского пения, ищущего тихое значение в изгибах вокальной линии, отличало цикл Прокофьева на стихи Бальмонта. Хотя и здесь в подтексте не было той тихой одержимости, которая и Шумана и Прокофьева превращает в фантасмагорию.

Зато Барайнски совершенно изумила своим Рихардом Штраусом. Похоже, в Шумане ей просто не хватило сложности вокального материала, и романтические песни стали картинкой-гобеленчиком. А изощренные позднеромантические, пограничные между эпохами штраусовские партии дали ей возможность наконец раскрыться полностью. Ее детализованный вокал, умный, точный, тонкий, складный, в высшей степени умелый сделал из Штрауса совершеннейший полет.

После выступления замечательной Барайнски само собой напрашивается предположение о том, что немецкая вокальная школа в своей сугубой версии уже не так неподражаемо волшебна в пространствах раннего романтизма. Сами качества этой школы предполагают ее владение современной эстетикой. Но романтической ей оказывается недостаточно. Ранний романтизм стал уютным воспоминанием. А тем временем новые песни стали для этой школы новым Шубертом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2089
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4789
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2624
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3019

Другие новости