0
838
Газета Культура Интернет-версия

03.04.2002 00:00:00

Новое старое виртуозное

Тэги: виртуозы москвы, концерт


Конечно, можно в бесчисленный раз сыграть Пятую симфонию Бетховена или Первый концерт Чайковского. Вариант беспроигрышный: и публика всегда довольна шлягерной классикой, и музыканты эти партитуры знают наизусть. В то же время никто не возражает и против романтичных Мендельсона и Сибелиуса. Или даже по-инвенторски эклектичного и статусного английского автора Майкла Типпетта. Среди их партитур также много хрестоматийных, и все вроде бы играно-переиграно, а потому узнаваемо. Но оказалось, что не все.

Программа концерта оркестра "Виртуозы Москвы" в Малом зале консерватории была составлена со спокойным изыском: Одиннадцатая симфония Мендельсона, "Сельская сюита" Сибелиуса, "Маленькая музыка" Майкла Типпетта, Тринадцатый фортепианный концерт Моцарта (солист Джулиан Галлант).

Дирижер Марк Кадин на лавры Мендельсона не претендует, хотя пользуется репутацией очень просвещенного музыканта. И, не в пример гетевскому любимцу, некогда доставшему на свет божий полузабытые мессы Баха, - пыль со старых нот не стирает. Кадин предпочитает пользоваться услугами иностранных издательств. В которых и было заказано то, что в Москве до сих пор не звучало: партитуры "Юношеской" Мендельсона, фортепианной "Сельской сюиты" Сибелиуса в авторском переложении для струнного оркестра и "Маленькой музыки" Типпетта. Для дирижера важно, что эти сочинения представляют собой репертуарный раритет только для местной сцены, в Лондоне, Гамбурге или Париже они играются часто и с удовольствием.

В подобных случаях не экстремального, но явного расширения репертуара все дело в классе оркестрантов, которым обыкновенно ту же "симфонию рока" Бетховена сыграть намного проще - она совсем на слуху. А вот технологию сочинений малоизвестных, написанных авторами порой без особой оглядки на инструментальные возможности оркестра, - освоить сложнее. Но для "Виртуозов Москвы" сыграть то, что не всем оркестрам под силу, - дело почти спортивного интереса. А насколько "Виртуозы" пластичны, адаптированы к незнакомой музыке и универсальны - говорит концерт в Малом зале консерватории.

Марк Кадин буквально заворожил публику, продемонстрировав высший дирижерский пилотаж в априори красивом Мендельсоне, зрелом Сибелиусе, эклектичном Типпетте ("Это своего рода шутка, маленькая энциклопедия, составленная автором на ту музыку, которая его окружала", - считает Кадин).

В любом случае это не было классическим хит-парадом ни в смысле программы, ни в смысле интерпретаций, хотя имена авторов - своего рода знак качества. На вопрос, который непременно возникает в подобных случаях - почему, по какому принципу добрая половина музыки оказалась загнана во второй музыкально-исторический эшелон, - почти невозможно найти точный ответ. Впрочем, музыка порой писалась и в стол, а с партитур всегда можно стереть пыль, даже без Мендельсона или воспользоваться для их обнаружения более технологичными методами. Было бы кому этим заниматься.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2322
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5150
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2850
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3289

Другие новости