0
2606
Газета Культура Интернет-версия

30.07.2002 00:00:00

Фантики вне закона

Тэги: челноков, художник, фабрика, красный октябрь, суд


Искусство в Советском Союзе было чем угодно - коллективным пропагандистом, агитатором, организатором, - но не товаром. Конечно, товарно-денежные отношения присутствовали: гонорары за книжки платили, билеты в кино покупали, но все это происходило в жестких рамках социалистической системы распределения. Выходы за ее границы преследовались если не в уголовном, то в моральном порядке.

Парадоксальным (как теперь кажется) образом на качестве продукта это особо не сказывалось. Поэтому мы до сих пор любим советские фильмы и советские песни (чего, правда, не скажешь о книгах или картинах). Но помимо всеобщего умиления "Старыми песнями о главном" новое время породило новую проблему. Советское искусство стало-таки постфактум товаром. И как целое (с успехом переиздаются книжки, фильмы выходят на кассетах), и как часть (в джинглах звучат фрагменты старых песен, в клипах и рекламных роликах мелькают кадры старого кино).

Казалось бы, все прекрасно: связь времен восстановилась, внуки творчески развивают дело дедов. Но деды рады отнюдь не всегда. Гордости за то, что когда-то сделанное снова нужно, сегодня недостаточно. Процентов-то нет! А тут еще собственные внуки подзуживают: "Дедуля, в Америке ты бы миллионером был!" Так что старики идут в бой. В бой за свои права, которые вроде бы очевидны, но законом не подтверждены. Не было в СССР авторского права, а заставить 10 лет назад принятый закон работать задним числом - ох как сложно.

В конце недели в Замоскворецком районном суде состоится очередное заседание по иску художника Леонида Константиновича Челнокова к кондитерской фабрике "Красный Октябрь". Челноков, проработавший на фабрике сорок два года, пытается доказать, что он там действительно работал и что именно он - автор знаменитых оберток конфет "А ну-ка, отними", "Раковые шейки", "Незнайка" и многих других. Суд тянется не первый год, но стороны по-прежнему далеки от разрешения конфликта.

Сладкие радости несладких времен

Леонид Челноков пришел на фабрику в 1949 году. Время было несладкое, а потому сладкого особенно хотелось. Сладкого - и красивого. Так одна за другой стали появляться знаменитые обертки: "А ну-ка, отними", "Раковые шейки", "Незнайка", "Садко", "Коровка", ирис "Кис-Кис", шоколадки "Сказки Пушкина", "Жар-птица", "Конек-Горбунок". Не только фантики, но и коробки, коробочки, банки - все это расписывал Челноков, всего сделав более 1000 работ. Он же нарисовал и знаменитый логотип. Вскоре Челноков стал фактически главным художником фабрики и проработал в этой должности до 1990 года.

Шуршать красивыми обертками любят все: тираны, либералы, монархисты. Специально для сталинской семьи Челноков оформлял любимые ими цитрусовые конфеты. Потом они попали и в магазины, но по цене в десять раз больше, чем обычные карамельки. Полетел в космос Гагарин, вечером звонят Челнокову: "Завтра в восемь утра встречаем героя с конфетами". За ночь макет был сдан и тираж запущен в печать. Утром пионеры дарили конфеты, а Челноков отсыпался дома. В 1993-м, уже на пенсии, Челноков восстановил дизайн коробки конфет, сделанных к 300-летию дома Романовых еще на "Эйнеме" учителем Челнокова Андреевым. Потом сын привез ее из Америки, где она продавалась по 200 долларов...

Вроде пустяк - фантик, скомкать и выбросить, но если собрать эти бумажки за пятьдесят лет, то перед глазами окажется вся наша история. Тут тебе и Хрущев, и кукуруза, и Белка со Стрелкой, и БАМ. По оберткам можно изучать автомобили, породы собак, кошек, лошадей, даже правила дорожного движения. В какой-то момент "Красный Октябрь" осознал свою роль свидетеля истории и создал при фабрике музей, большая часть экспозиции которого состоит как раз из работ Челнокова. Ходят сюда в основном школьные экскурсии. Детей поят чаем с конфетами и шоколадками и ненавязчиво вводят в краткий курс.

Художник в России - больше, чем художник. Дизайнер - почти никто

...Мне всегда нравилось идти в школу. Но не потому, что жажда знаний и по друзьям соскучилась. Просто 1 сентября родители покупали мне коробку конфет. Красочную, нарядную, огромную. Такие продавались только в "Березках" и стоили страшно дорого. Когда все было съедено, я срисовывала картинки с коробок, доводила их до совершенства и посылала на какой-нибудь конкурс. Летом коробка вместе со мной отправлялась на дачу, где пряталась под диван и наполнялась всяким ценным скарбом. Нитки, пуговицы, запонки, булавки - такое есть в каждом доме. Они достаются с антресолей или из самых дальних ящиков, их трудно открыть и легко рассыпать, но они до сих пор всем нужны. Некоторые, конечно, покупают в IKEA пластиковые контейнеры, максимально продуманные со всех точек зрения... Но только, когда их открываешь, запах шоколада не теребит носоглотку. Никакой ненужной ностальгии.

Парадокс в том, что главным в жизни Леонида Константиновича Челнокова была и остается живопись. Он пишет цветы, Москву, портреты. Его картины выставляются, раскупаются и дарятся, конечно, тоже. Когда восстанавливали храм Христа Спасителя, Челноков написал икону "Спас Нерукотворный" и подарил ее туда. Жить без живописи он не может и пишет каждый день: "Если художник перестает писать природу, он заканчивается как художник". Искусствовед Андрей Толстой сказал, что "сирень на картинах Челнокова дышит" - и это правда.

А к фантикам своим Челноков относился снисходительно. Не как к халтуре, конечно, - как к службе. Ответственно (как ко всему) и с уважением, ведь и кормила работа неплохо: случалось, что заработок главного художника был больше, чем у директора (однажды последний даже распорядился: "Больше, чем мне, денег Челнокову не выдавать").

Так, собственно, думали все: Врубель, когда расписывал балалайки, Васнецов, когда оформлял меню, Поленов, когда делал эскизы рушников. Всякий русский художник, который в России больше, чем художник. Такова традиция: искусство здесь пишется с большой буквы, а у всего декоративно-прикладного - музей отдельный. Потому и слово "дизайн" в России долго не приживалось и имен авторов самых разнородных хитов никто не знает. Кто нарисовал этикетку "Пшеничной" или "Жигулевского"? Бог весть. Вот разве что имя автора пачки "Казбека" сохранилось, да и то - вдогонку к легенде. Шел веселый осетинский художник Хохов сдавать работу, а сдавать было нечего; вышел на мост - да и нарисовал то, что видел: гору (правда, не Казбек, Казбек был в тумане) и всадника. Картины Хохов тоже всю жизнь писал, но кто ж их помнит, а "Казбек" - пожалуйста, в каждом ларьке.

Разделение искусства на вечное и прикладное было весьма парадоксальным развитием идеи о социальной миссии искусства. Улучшать жизнь народную каждым коробком спичек, каждой консервной банкой - вроде бы что может быть важнее? Однако же всякий художник воспринимал подобный заказ как оскорбление и иначе как "халтурой" не называл. Был короткий период, когда возбужденные авангардисты несли искусство в жизнь, когда Маяковский не гнушался оформлять витрины, а Попова - рисовать эскизы прозодежды. Но к середине века порыв безнадежно завял, дизайн был отдан на откуп комбинатам ДПИ, и с эстетической точки зрения повседневная жизнь советского человека представляла собой абсолютное уныние.

Как качали права Чебурашка с "Аленкой"

Не проходя по ведомству высокого искусства, труд скромных художников-оформителей соответствующим образом и оценивался, и рассматривался с точки зрения авторских прав. В этом смысле автор очередного плаката "Миру мир" мало чем отличался от автора "Казбека" или "Кис-Киса". Авторских отчислений с каждой проданной пачки, понятно, не платили, никаких патентов не выдавали. Все договоры на подобные работы оформлялись в рамках КЗоТа - законодательства трудового, а не авторского. Каковой в России вообще просуществовал всего 6 лет - с 1911 по 1918 год.

Заново закон об авторских правах был принят в России только в 1993 году, первый же раз мы трепыхнулись на эту тему в 1973-м - присоединившись к Всемирной конвенции об авторских правах. До того авторского права по большому счету СССР вообще не признавал: все вокруг было колхозное, все вокруг мое (или - ничье). Идеологический подтекст понятен (обеспечить народу максимальный доступ ко всему прекрасному), экономический - тоже (любовь придумали русские, чтобы денег не платить). Русские не хотели платить никому, и если иностранным гражданам все же порой приходилось, то уж своих-то кидать считалось делом абсолютно естественным. И вопросов у "своих" это, как правило, не вызывало. До определенной поры.

Самыми громкими прецедентами нового времени стали две истории. И обе как раз - из области "сладкого". Первая - про то, как писатель Эдуард Успенский отсудил все у того же "Красного Октября" права на Чебурашку. Неизвестный науке зверь тиражировался повсюду, а писателю с этого ничего не капало. Конфеток в результате не стало, зато справедливость была восстановлена. Понятно, что в прежней жизни писателя могло только греть то, что его детище - везде. Но в тот момент, когда над страной завитал призрак слова "брэнд", энергичные люди почуяли, что не худо бы уже и делиться. А тут еще полку юристов стало прибывать год от году, надо же и им чем-то заниматься.

Вторая история производит как раз впечатление провокации, инспирированной юристами. Госпожа Елена Геринас попыталась доказать, что "Аленка" со знаменитой шоколадки - это она и что именно благодаря ее милому личику продукт столь популярен. И потребовала с "Красного Октября" 4 миллиона компенсации. Но если по первой части доказательств хватило, то со второй возятся по сей день.

История Челнокова - примерно посередине. Его претензии не так эфемерны, как претензии "Аленки", но и не так очевидны, как заслуги Успенского, создавшего действительно нечто большее, чем фантик. В конфликт тут вступают два законодательства - нормы трудового и авторского права. Поскольку создавал Челноков свои обертки как "служебные произведения" в рамках трудового договора, то и права на них принадлежат заказчику. А авторское право Челнокова - несмотря на то, что оно очевидно - судом пока не подтверждено.

Самое грустное, что началась эта история вполне по-человечески. В свое время, к юбилею фабрики, руководство "Красного Октября" собиралось выпустить альбом со всеми работами Челнокова. Художник собрал слайды, сдал в производственный отдел фабрики. Но потом директор фабрики спохватился, что выпуск подобного издания станет прямым доказательством авторства Челнокова. Альбом не вышел, и художник пошел в суд - требовать уже не просто признания заслуг, а одного процента с продаж.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1179
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3141
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1773
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2111

Другие новости