0
938
Газета Культура Интернет-версия

06.09.2002 00:00:00

Тоже конкурс

Тэги: анапа, киношок


Традиционно, уже в 11-й раз гостеприимная Кубань соберет в себе кинопространство стран СНГ и Балтии. На берегу Черного моря в курортном городке Анапа сегодня открывается фестиваль "Киношок". "Киношок" - пожалуй, единственный киносмотр, который с завидной регулярностью отслеживает киноситуацию на просторах бывшего СССР. Существует, правда, Кинофорум. Однако Форум - фестиваль больше просветительского плана, который кино просто показывает. Здесь же существует еще и конкурс.

Хотя кинофестивалей с начала года уже состоялось множество, "Киношоку" удалось порадовать премьерами. Пожалуй, только "Убитые молнией" Евгения Юфита могли увидеть немногие кинолюбители на спецпоказе во время Московского кинофестиваля. Остальные картины - абсолютно премьерные. Чудесным образом попала в Анапу лента "С любовью, Лиля" Ларисы Садиловой. Она была заявлена на фестивале "Окно в Европу" в Выборге, однако туда не успели сделать копию. И вот фильм в Анапе. Фильм "Практика" - не только премьера, но и дебют выпускника ВГИКа Андрея Макарова. С интересом ждут "Ковчег" Юрия Кузина, снятый по сценарию Геннадия Шпаликова. Игорь Минаев представит свои "Лунные поляны". Этот фильм он сделал после десятилетнего молчания, и многие помнят его последнюю картину "Наводнение", которая была в конкурсе "Киношока". Тогда Изабель Юппер, которая там играла, получила в Анапе приз за лучшую женскую роль. Впервые в России увидят новые латвийские, белорусские, армянские, эстонские и литовские картины. До сих пор непонятно, доедет ли до Анапы узбекский фильм "Танец мужчин" известного режиссера Юсупа Разыкова, хотя все договоренности на показ, казалось бы, существуют. С картинами наших южных стран всегда какие-то сложности. Программный директор фестиваля Сергей Землянухин назвал эту ситуацию "восточным синдромом". И вообще восточное и кавказское кино развивается рывками, хотя многие казахские и киргизские картины часто снимаются при европейском участии (особенно французы любят и всегда поддерживали именно азиатское кино). Но несмотря на это, ситуацию нельзя назвать ровной - то сразу снимается несколько фильмов, то ни одного. В этом году, например, на фестивале вообще не будет грузинского кино, что является беспецедентным случаем. Хотя все мы понимаем, что объективно связано это прежде всего с непростыми внутриполитическими проблемами в самой Грузии. В Прибалтике, наоборот, киноситуация абсолютно прозрачная и цивилизованная. Там четкая государственная программа развития кинематографа. Кино поддерживается также различными гуманитарными фондами. Ни разу не возникло проблем и с получением картин. Интересно и то, что два конкурсных фильма - "Лунные поляны" и "Практика" - сделаны без всякого участия и поддержки государства: их можно назвать частными.

Конкурсная программа подобралась весьма своеобразная. Фильмы, ее составившие, Сергей Землянухин называет антидизайнерскими, даже антиэлитными - в прямом смысле этого слова.

- Почему-то так сложилось, что персонажи наших конкурсных фильмов исключительно народные - не из богатых в отличие от картин, которые мы видели в Выборге. И мне показалось это очень правильным в результате. Но есть здесь и другой аспект - все мы завязаны на прокате, и очень важно, чтобы эти картины были потом продвинуты, чтобы их увидели люди. А их судьба в новых долбированных кинотеатрах с определенной публикой, которая туда ходит, неясна. Те картины, которые я очень условно называю дизайнерскими, сделаны по техническим параметрам именно для показа в новых кинотеатрах. Они пытаются вписаться туда по всем параметрам, в том числе и по проблематике. Наши же картины по своим художественным и душевным достоинствам гораздо выше, но получится ли их показать?

- Отметите ли вы, как главный составитель программ, еще какие-то особенности конкурсных фильмов?

- Мне показалось, что в этом году в нашей программе очень много удачных женских актерских работ. Все мы помним, что на "Кинотавре" таковых не было вообще и там даже приз не дали за женскую роль. Здесь же будет драка, мне кажется.

- Кто из дерущихся будет более заметен?

- Основная драка пойдет, по-моему, между литовской "Арендой" и русской "С любовью, Лиля". Составят конкуренцию российско-французские "Лунные поляны", украинский "Шум ветра" и российский "Ковчег". В казахской картине "Не плачь" оперная певица практически мирового уровня играет женщину, которая не может петь, что тоже забавно. Называть исполнительниц женских ролей бессмысленно, потому что это в основном дебютные работы. Женщин-звезд нет, они только появятся, и в этом смысле наш смотр станет фестивалем сплошных открытий. Любопытно, что и в конкурсе короткометражных картин очень много женщин-режиссеров. Такая тенденция - женского уклона - замечена давно, но сейчас ее, вероятно, надо официально зафиксировать.

- Кстати, серьезный конкурс короткометражного кино существует, по-моему, только у вас?

- Он проходит на "Киношоке" пятый год. Так сложилось, и эту ситуацию мы перебороть не можем, но к короткометражному кино не очень серьезно относятся. Все считают это студенческим баловством, а также деланием имени для последующей работы в рамках полного метра. Например, две картины, которые я предполагал в наш короткометражный конкурс, будут здесь, начинались они как короткометражки. Речь идет о молодых режиссерах Илье Хржановском и Германе-младшем. Но эти проекты уже переведены в полный метр. Сегодня же снимают в основном те, кто уже прикипел и считает короткий метр своей эстетикой. Например, у нас есть такой персонаж Саша Котт, который запустился уже с новым проектом. Он чувствует, что это его шаг. В мире такую работу могут позволить себе выдающиеся люди в качестве экзерсиса.

Мы и сами экспериментируем в формате нашего фестиваля. Сначала не было конкурса короткометражных фильмов. Теперь он есть. Третий год будет проходить "Ночь видео". Хотя начиналась она с показа просто развлекательных видеопрограмм в ночное время. Теперь это тоже конкурс. Второй раз мы организовываем программу "Кино на площади". Это маленький аналог Пьецце Гранда в Локарно. Я всю жизнь мечтал, чтобы это было и у нас. В Анапе на центральной площади города возведен специальный кинотеатр, монтируются экран и стулья. На просмотры собираются 2000 человек, и кино показывают бесплатно. Мы специально подобрали программу. В ней не только новые фильмы. Мы покажем "Огни большого города" Чарлза Чаплина, "Гусарскую балладу" Эльдара Рязанова. Представим и новое качественные кино: "Кукушка", "Звезда" - картины известные и завоевавшие призы на разных фестивалях, но в Анапе их еще не видели.

Анапа


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1031
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2880
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1618
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1986

Другие новости