0
1361
Газета Культура Интернет-версия

16.09.2002 00:00:00

"Мой Эрмитаж" на экране моего телевизора

Тэги: пиотровский, эрмитаж


В названии самого большого, самого оживленного и посещаемого музея страны есть парадоксальная точность. Екатерину Великую и дворцовых мышей давно сменили миллионы посетителей и музейные крысы, но Эрмитаж не перестал быть местом уединения.

И не потому только, что восприятие искусства дело индивидуальное: в этом смысле всякий музей - своего рода Эрмитаж. Развившись как причудливый симбиоз пинакотеки, дворца, репрезентирующего могущество и пышность империи, и жилища, хранящего следы привычек и пристрастий прежних хозяев, Эрмитаж так и остался "Домом", даже когда к его названию присоединился титул: "Государственный". "Мой дом - моя крепость"... "Мой Эрмитаж"... Таково название авторской программы Михаила Пиотровского на телеканале "Культура". Программа, кстати, в этом году выдвинута на премию ТЭФИ.

"Домом с атмосферой" Эрмитаж всегда был и для сотрудников. Со своими старшими коллегами многие из них знакомятся еще детьми, а проходя мимо Октябрьского подъезда, знают, откуда отправятся в последний путь... Со времен прихода в Эрмитаж первых большевистских комиссаров, а может, и раньше, здесь возникла чувствительная настороженность к "чужим". В этом смысле с Михаилом Пиотровским все в порядке: более "своего" директора трудно себе представить. Как всякий истинный эрмитажник, Пиотровский не только ученый, но и то, что называется не лишенным старомодной приятности словом "знаток". Отпечаток старинной знаточеской традиции в любви к точно найденной детали, в спокойной и уважительной интонации беседы со зрителем о предметах разнообразных: от личностей директоров до методов реставрации, от истории коллекций до проблем реституции. Суждения по этим, часто достаточно острым вопросам, спокойны и взвешенны, но лишены "политкорректной" уклончивости.

При всем подчеркнутом традиционализме и как бы консерватизме Эрмитаж при Пиотровском стал одним из наиболее динамично развивающихся культурных центров, активно включившимся в ряд амбициозных и авангардных международных музейных проектов. Сочетание внешней традиционности и внутреннего тяготения к авангарду характерно и для стилистики авторской программы Пиотровского.

Каждая из двадцатишестиминутных передач снята в одном из эрмитажных интерьеров: Малом тронном зале, директорском кабинете, библиотеке, зале Матисса... с одной точки, практически без монтажа, что подчеркнуто сохранением речевых шероховатостей: оговорок, покашливания, случайных пауз, как бы указывающих на непрерывность монолога.

Видеоряд - при неисчерпаемом богатстве визуальных возможностей такого объекта, как Эрмитаж, - демонстративно сдержан, почти аскетичен. Камера почти нехотя отвлекается только на прямо относящиеся к теме повествования музейные экспонаты. Время от времени на экране появляются виды из окон Зимнего дворца и Малого Эрмитажа - еще один образ постоянства: меняются посетители и сотрудники, меняются стенками картины и скульптуры, лишь "державное теченье" вкупе с "береговым гранитом" вечно неизменны.

Безмонтажная непрерывность визуального ряда заставляет вспомнить о нашумевшем кинематографическом эксперименте, тоже, кстати, снятом в Эрмитаже и об Эрмитаже. В известном смысле программа Пиотровского стилистически предшествует фильму Сокурова.

Стилистическое родство дополняется семантическим: Эрмитаж и Ковчег - суть убежища. В "будни великих строек" плывущий над Невой Эрмитаж стал тем ковчегом, на котором удавалось уберечь "тайную свободу" от волн всенародных ликований и всенародного гнева. В ровном, плавно льющемся, лишенном внешнего пафоса повествовании речь еще и об этом.

Авторская программа Пиотровского - сериал, в котором два главных действующих лица: музей и его директор. Внутренняя энергия их отношений задает драматургическую целостность всем пятидесяти выпускам "Моего Эрмитажа".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1289
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3421
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1939
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2233

Другие новости