0
970
Газета Культура Интернет-версия

06.12.2002 00:00:00

Семенов на все руки

Тэги: семенов, композитор, театр, оперета


- Андрей, есть ли какие-то вещи, которые можно выразить только в музыке?

- Да. Но они настолько неуловимы, что я не могу их сформулировать языком обычным. Скажем так, это более тонкие эмоции, чем те, которые мы привязываем к каким-то понятиям. Слово "грусть" в музыкальном языке может иметь гораздо больше оттенков, не каждый из которых может быть назван словом. И не только грусть. Но чтобы понять эти оттенки, ощутить какие-то вещи внутри произведения, надо владеть языком музыки. Если ты просто абстрактно слушаешь некую музыку и не включен в ее контекст, не знаешь этого мира, этого произведения, этого композитора, этого стиля, не очень много слушаешь музыки, ты можешь уловить только примитивный какой-то вариант: вот эта музыка, предположим, печальная, не более того. Для того чтобы ощутить какие-то вещи более тонкие, которые действительно только в музыке и можно выразить, нужно иметь некий багаж информации внутри. А вообще замечательно знать нотную грамоту, чувствовать, понимать, что там происходит с какой-то там мелодией, куда она движется, что меняется в гармонии и т.д.

- Ты считаешь речь менее совершенной, чем музыка?

- В области эмоций - да. В остальных вещах язык сильнее. Например, информативные вещи попробуй-ка музыкой передать. Логические, жизненные, бытовые. Если говорить о нашей музыке. Мы же восточную музыку просто не понимаем, можем сказать максимум что-то про медитацию, что бесконечно на какой-то струне человек сидит и звенит. А японец, тибетец или непалец услышит в этом колоссальную информацию. Музыка расскажет ему, как было, куда надо пойти, как надо закрыть глаза, как надо лечь. Он слышит конкретные вещи. Мы так музыку воспринимать не можем. Попробуй-ка, слушая симфонии Чайковского, вообразить что-то. Иногда музыковеды, особенно в советское время это было распространено, начинают рассказывать всякий бред - вот пастух вышел на поляну, заиграл, кто-то ему ответил┘ Но в принципе мы не слышим информации в музыке, мы слышим только эмоцию.

- Стать композитором ты с детства мечтал?

- Это стихийно складывалось. То мне хотелось быть продавцом мороженого, то слесарем. Потом хотел стать режиссером или актером.

- Я имею в виду вот что: ты учился в музыкальной школе по классу фортепьяно. Вполне мог бы продолжать играть. Или учиться петь.

- Нет, я помню, с раннего возраста именно хотел сочинять, какие-то пьески набрасывал детские. А первое мое сочинение называлось "Молитва". Постепенно мне это начало нравиться. Потом какие-то песни писал. Мог ли стать хорошим пианистом? Думаю, нет. Хотя занимался хорошо, играл сложные произведения и обладал, наверное, какими-то качествами, которые пианисту нужны. Но настоящему пианисту нужны усидчивость и полное отсутствие небрежности. А мне выучить чужое произведение досконально, не пропустив ни одного знака альтерации и аппликатуры просто немыслимо. У меня была подружка - пианистка, она сейчас живет в Германии. Так она просыпалась, садилась за рояль и работала весь день. У нее мечта только одна - чтобы ей не мешали, когда она играет. У меня на это нет ни терпения, ни сил: я начал, что-то получилось - хорошо, не получилось - лень┘ Поэтому у меня для того, чтобы заниматься фортепьянной какой-то деятельностью, конечно, нет многих задатков. Темперамент есть, но это дело последнее┘

- У тебя есть сочинение, связанное с духовной музыкой┘

- Одно есть большое произведение - Концерт для смешанного хора а капелла на тексты из русского православного обихода. Но оно давно написано - лет восемь назад.

- У тебя это случайно получилось?

- Нет, не случайно. Во мне, как в человеке, это соединяется. Я не могу объяснить, как, но мне очень нравится написать, например, какую-нибудь песню типа песни "Покойники" из спектакля "Белая овца" про всякие события в морге и трупные разные шутки, мне очень нравится написать безобразную какую-то, хулиганскую вещь - и мне также очень нравится написать духовное сочинение с очень, я бы сказал, ну, не то чтобы стерильным, но каким-то очень возвышенным и серьезным стилем, действительно имеющим отношение к человеческим духовным проявлениям. Мне кажется, что это и есть нормальное положение дел. Вообще-то, в любом человеке это, наверное, сочетается. Порой именно безобразно-хулиганские вещи мне помогают выйти на более высокое понимание человеческой природы и наоборот. Так принято, что композиторы, которые пишут духовную музыку - а их единицы, - они не работают в театре, а тот, кто работает в театре, не пишет духовную музыку. Но, на мой взгляд, это вполне совместимо, потому что в человеке ведь много чего намешано.

- Такая твоя всеядность идет от внутреннего темперамента?

- Ну как - всеядность? Я же тоже не все делаю, например, не вышиваю. Да и в музыке есть жанры, есть стили, которые мне не близки, я в них не работаю. Если говорить о стилях, то, допустим, в авангардной стилистике я не раз пытался что-то сделать и делал в студенческие свои годы, но не нашел себя в этом - и не делаю. У меня мало сонорного звучания. Много направлений, которые в современной музыке являются популярными - хотя я считаю, что они мало имеют отношения к искусству, но это мой личный взгляд, - однако я в них не работаю. На самом деле я просто пишу одновременно музыку для театра и камерно-симфоническую. Это не так уж и много. Многие композиторы это делают. Чайковский написал много опер и много симфоний. Никто же не говорит, что он всеяден. У Гайдна сколько ораторий и одновременно сколько симфоний - сто тридцать симфоний с лишним! У Генделя есть оратории, а есть камерная музыка. Напротив, редко встретишь композитора, который был бы сосредоточен, как, например, Шопен, только на фортепьянной музыке и больше ни на какой.

- В разных театрах ты работаешь и с оперными, и с опереточными, и с драматическими певцами. С кем интереснее?

- Для меня интереснее работать с драматическими. С оперными и опереточными легче в том смысле, что они знают ноты, легко поют разные вещи, с ними можно свободно разговаривать на музыкальном языке. Это всегда удобно. Но в плане человеческом, творческом, в плане постижения внутреннего смысла музыки, мне кажется, драматические актеры интереснее. Мне кажется, в драматическом театре больше музыкально настоящих личностей.

- Музыкально настоящих - это как?

- Понимающих музыку по-настоящему. Не знаю, как это по-другому объяснить┘

- Есть ли принципиальная разница в работе, если ты пишешь на заказ и если сочиняешь что-то, скажем, для души.

- Абсолютно никакой. Иногда исходишь из каких-то вещей чуть ли не бытовых или по крайней мере каких-то конкретных. Что за музыканты? Или например, они хотят, чтобы произведение было вот такого плана, - и ты начинаешь думать. Бывает, что ты исходишь из личности музыканта. Или есть какая-то музыкальная идея. Бывает, исходишь из инструмента, думаешь - вот этот инструмент хорошо бы попробовать трактовать вот так. Самые разные варианты, тут методики какой-то такой стабильной нет. Что-то набрасываешь по частям, что-то получается сразу. Что-то пишешь, потом зачеркиваешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1461
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3768
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2117
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2388

Другие новости