0
1136
Газета Культура Интернет-версия

13.01.2003 00:00:00

Кольцо Мирзоева

Тэги: мирзоев, мариинский театр


Новая работа Мирзоева использует все современные средства - от модных мультимедийных технологий до рискованного эквилибра эзотерическими идеями и символами. Известна страсть Мирзоева к режиссерским провокациям, игре со зрителем в загадки-разгадки. Увлеченный необъятными возможностями вагнеровской символики, Мирзоев в обоих случаях пытался поставить спектакли высокой мистической пробы. Однако в "Зигфриде", своем первом оперном опыте, пошел по пути откровенного иллюстрирования набора популярных эзотерических идей.

Так на сцене возникли три колосса, свисающие угрюмыми висельниками, три погибших цивилизации-расы, и четвертый, лежащий поперек сцены современный мир-ковчег, выплывший из потопа, уничтожившего древний мир. Колесо времени, выкатываемое на сцену как символ молодого человечества, - колыбель-манеж Зигфрида, где он играл и корчил земные рожицы, - беспрерывно катилось по двум спектаклям и в финале "Гибели богов", приняв в себя погибшего Зигфрида, распятого в форме буквы Х, символизировало связь всех миров: и прошлых, и будущих.

У Мирзоева все предопределено, фатально обозначено. Поэтому его Зигфрид - не герой, освобождающий мир от зла и чудовищ, а ведомый гипнотической силой персонаж какого-то гигантского мирового сновидения. Размахивая игрушечным мечом, он не совершает ни одного подвига и никого не убивает: все назначенное происходит само собой, даже Вотан ломает сам свое копье. Пробуждение спящей в ковчеге Брунгильды - освобождение их обоих от марева сновидений. Очевидно, что мирзоевское желание объять необъятное приобретает характер типично постмодернистской игры, в которую включаются все театральные средства: и раскопанные в недрах древней архаики костюмы красной азиатской Эрды и траурно-черной Брунгильды с их ритуальным гримом и медленной пластикой движений (художник Т.Ногинова), и комические лысые уродцы-нибелунги с оттопыренными зелеными ушами и резиновыми масками, покрытые блестящей чешуей и гофре, склочно ссорящиеся из-за заветного золотого клада, и вынутые из пыльных запасников осмеянного еще в XIX веке вагнеровского гардероба меховые штаны и шкуры Зигфрида и Вотана. Здесь же - бесконечный модерн-танец данс-группы, банально дополняющий вокал.

Во всем этом хаосе забывается только об одном: что богатые режиссерские аллюзии и фантазии наряду с нелепыми сценическими картинками должны как-то совпадать со словом и ритмом музыки. Поэтому, воссоздавая на сцене со всеми бутафорскими подробностями мистерию сновидений Зигфрида, спектакль отдает откровенным кичем и грубой диспропорцией прямолинейного зрелища с завораживающим звучанием оркестра Гергиева.

В "Гибели богов" Мирзоеву удалось преодолеть эту расползающуюся в "Зигфриде" форму спектакля, качественно объединив все его составные части: и пространственный символизм верхнего и нижнего миров - Вальгаллы и Нибельхейма, и элементы магической культуры, и ритуальную культуру маски и грима, и отточенную пластику движений.

Как и в Зигфриде, здесь напряженно звучит тема фатальной предопределенности. Это мир, где обитают лысый сутулый Хаген с удлиненным черепом, в юбке с корсетом, безволосая внеполая Гутруна, страшный оборотень Зигфрид-Гунтер, пришедший насильно овладеть Брунгильдой.

Здесь давно уже нет рыцарей, героев, богов. Страшна кульминация позорной битвы Брунгильды с безглазым, закрытым маской Зигфридом, рогатиной загоняющим небесную деву на каменную плиту.

Для Мирзоева смерть Зигфрида не финал, а продолжение. Ковчег, в который помещает его Брунгильда, - его будущее. Боги никогда не умирают. Поэтому на месте старых богов новые идолы с птичьими клювами, и девы Рейна выносят светящееся неоновым светом новое копье Вотана.

Мирзоев концентрирует зрелищную энергию спектакля, выверяя все его штрихи и образы. Здесь нет неточностей, хаотичного разброда с музыкой. Перепады качества ощутимы только в вокальной части постановки. Голос Зигфрида в исполнении канадского тенора Гарри Райдаута, специально приглашенного на эту роль, безнадежно вязнет в оркестре, проваливая эффектные кульминации партии. Виктор Луцюк, исполняющий Зигфрида в "Гибели богов" и обладающий более жестким и ярким звуком, также не может преодолеть дистанцию оркестровой ямы, заглатывая целые фразы и фрагменты вокальной фактуры. Брунгильда в исполнении Ларисы Гоголевской, наоборот, удивляет неряшливой звучностью и несбалансированными кричащими кульминациями. С музыкальной точки зрения триумфально звучит только оркестр Валерия Гергиева, с упоением играющий всеми красками тембров и лейтмотивов роскошной музыкальной ткани Вагнера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
718
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
406
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2566
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2010

Другие новости