0
797
Газета Культура Интернет-версия

16.01.2003 00:00:00

Минимальная "Норма"

Тэги: беллини, опера, золотая маска


Когда месяц назад фестиваль "Золотая маска" опубликовал список номинантов на лучший оперный спектакль прошедшего сезона, журналисты и театралы были весьма удивлены тем, что наряду с московскими, петербургскими и провинциальными российскими театрами в списке фигурирует спектакль "Норма" Ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова. Объяснение нашлось элементарное: в создании ереванской версии оперы Беллини принял активное участие "Союз армян России", что согласно положению о премии "Золотая маска" дает спектаклю право участвовать в конкурсной программе фестиваля. Так "Норма" появилась в числе претендентов на главную театральную премию России.

Перед тем как везти постановку в Петербург, где грядущей весной и будут разворачиваться конкурсные баталии, "Норму" показали в Первопрестольной. Перед началом представления на устроенной принимающей стороной (Большим театром) пресс-конференции его участники заметно волновались: все-таки мерки столичной публики несравнимо выше провинции. В несколько скованном поначалу разговоре случайно была затронута тема финансов, и когда ереванские гости начали рассказывать, на какие средства живет их театр, впору было расплакаться, как в финале "Травиаты". 30-40 у.е. на среднестатистического оркестранта. 70 у.е. - цена солиста оперы. Еще пару десятков сверху - оклад главного дирижера. И при этом артисты театра каким-то непостижимым образом умудряются любить музыку и делать новые спектакли.

Полчаса спустя, когда на сцене уже страдали герои, чувство сострадания не проходило. Обставленная минимумом аляповатых и часто несуразных декораций, "Норма" бедна на визуальные эффекты - этот спектакль нельзя назвать зрелищем, стародавнее клише "концерт в костюмах" подошло бы, наверное, лучше. Исполнители главных ролей имеют весьма приблизительное представление о режиссуре - странно, но режиссер сего действа Борис Айрапетян, опытный кинематографист, получивший в США "Эмми", в своем первом музыкально-сценическом опыте продемонстрировал редкое неумение работать с актерами, которые напоминают скорее ожившие статуи. В коварной акустике новой сцены Большого театра были особенно заметны неуклюжие мизансцены: разводки хора в "Норме" устроены таким образом, что на авансцене неожиданно оказываются сиплые тенора, заглушающие всех и вся, хотя по логике вещей мелодический голос в беллиниевских хорах принадлежит отнюдь не им, а сопрано. Хористам вторит по-провинциальному неряшливый оркестр - чувствуется неопытность молодого дирижера Карена Дургаряна, строящего музыкальную драматургию пока очень осторожно и робко. Одним словом, в Москву попал реликт - спектакль, родившийся слишком поздно.

Однако у этого вполне беспомощного творения есть одно преимущество, благодаря которому в программе "Золотой маски" он не затеряется - голоса солистов, очень аккуратно и бережно воспроизводящих музыкальный текст. Мужчины в меру профессиональны, но не особенно впечатляющи: знаменитому Гегаму Григоряну (герой-любовник Поллион) слишком часто приходится сталкиваться с техническими сложностями, а его молодому коллеге Александру Тамазову (Оровез) пока сильно не хватает в голосе ярких красок. Зато две дамы - Анаит Мхитарян (Норма) и Вардуи Хачатрян (Адальжиза) - привносят в "концерт в костюмах" живое дыхание подлинного бельканто и награждают заскучавшего было зрителя естественной красотой своих богатых тембров. Вероятно, именно благодаря им (плюс еще одна Норма из другого состава - выдвинутая на "Маску" Марине Деинян) этому скромному, сделанному минимальными средствами спектаклю суждено не затеряться в театральной толчее двух столиц.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2103
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4811
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2636
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3033

Другие новости